Заказ на здоровье: эффекты от закупок и внедрения новых технологий

Национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья» стартовал в 2025 году и является одним из проектов по обеспечению технологического лидерства. Проект направлен на достижение к 2030 году высокого уровня технологического суверенитета в области медицинских технологий, производства лекарственных препаратов и медицинских изделий. За время действия нацпроекта предполагается увеличить долю отечественного производства в сфере жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90%, а медицинских изделий – до 40%.

Государство в настоящее время является основным заказчиком лекарственных препаратов и медицинской техники. В 2024 году было заключено 564 тысяч контрактов на закупку лекарственных средств для нужд ЛПУ по всей территории России на сумму 1,2 трлн. рублей. Система закупок медицинского оборудования, лекарственных средств и высокотехнологичных изделий играет ключевую роль в обеспечении качества и доступности медицинской помощи, и качества жизни населения. Однако на практике возникают сложности: от формирования и обоснования начальной цены контрактов до описания медицинских изделий по КТРУ и планирования долгосрочных поставок. Эти проблемы напрямую влияют на эффективность расходования бюджетных средств и главное — на внедрение инноваций, способных сохранять здоровье граждан.

Первые результаты исполнения отраслевых «офсетных» контрактов уже демонстрируют как успехи, так и пробелы в системе закупок. При этом барьеры для внедрения инновационных биомедицинских технологий остаются значительными: от недостаточной нормативной базы до отсутствия чётких механизмов интеграции новых разработок в клиническую практику.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие практические вопросы возникают при закупках медицинского оборудования, лекарственных средств и высокотехнологичных медицинских изделий?
  • Какие сложности существуют при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контрактов, а также при описании медицинских изделий по КТРУ?
  • Какие существуют эффекты и ограничения при централизации закупок?
  • Каковы первые результаты исполнения отраслевых «офсетных» контрактов и какие выводы можно сделать для дальнейшего совершенствования системы закупок?
  • Каковы перспективы создания системы среднесрочного и долгосрочного планирования поставок лекарственных средств и медицинских изделий?
  • Какой опыт работы предприятий фармацевтической и медицинской промышленности в системе закупок можно считать успешным и какие барьеры остаются?
  • Какие изменения на законодательном уровне и меры поддержки необходимы для ускорения внедрения инновационных биомедицинских технологий в клиническую практику?
  • Всегда ли сниженная цена на торгах гарантирует качество?

Модератор:

Вячеслав Шуленин, генеральный директор АНО «Московский центр инновационных технологий в здравоохранении»

Участники:

Павел Бурлаченко, директор по развитию продукции гражданского назначения ГК «Ростех»

Олеся Добротина, генеральный директор Академия бизнеса, финансов и права, член Совета ТПП РФ по развитию системы закупок

Михаил Карпенко, первый заместитель генерального директора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Минздрава России

Вадим Кукава, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации»

Алексей Лавров, заместитель Министра финансов Российской Федерации

Кирилл Литвицкий, генеральный директор АНО Консорциум «Медицинская техника»

Елена Максимкина, директор ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Минздрава России

Юлия Обаляева, заместитель генерального директора АО «Сбербанк-АСТ», член Правления Ассоциации РОСТ

Светлана Семечева, заместитель директора Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России

Валерия Тонкошкурова, директор по развитию проектов медицинского направления АО «Швабе»