Госкомпании как двигатель экономики

На площадке Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»  прошло первое масштабное мероприятие.

Магистральной темой Форума в этом году является импортозамещение и форсированная индустриализация страны, поэтому и тон всей дискуссии задают те, на чьих плечах лежит эта экономическая нагрузка – крупнейшие корпорации страны. ОАК, ОМК, Роскосмос, Росатом, Газпром, Русгидро, судостроители, компании углеводородной отрасли замыкают на себе производственные цепочки с огромным мультипликативным эффектом. Поэтому их закупки в буквальном смысле решают будущее России, как технологически суверенного субъекта мировой политики.

Наибольшие сложности на этом пути связаны с тотальной экспансией зарубежных конкурентов на внутренний рынок РФ. Продукция иностранных корпораций присутствует во всех наукоемких сегментах национальной экономики: от энергетики до программного обеспечения производственных процессов и безопасности.  По ряду наиболее уязвимых позиций российскими госкомпаниями были запущены программы импортозамещения. Некоторые из них уже имеют заметный эффект: к примеру, в производстве турбин высокой мощности, авиадвигателей, медтехники, приборостроения. Однако для дальнейшего развития серийного производства отечественной продукции и роста его объемов, появления новой наукоемкой продукции требуются не только стимулы.

Ключевым инструментом поддержки национальных производителей в сложившихся условиях является закон о квотировании закупок высокотехнологичной продукции.

Одно только ожидание этого закона существенно подняло долю российской продукции в государственных закупках, отметил открывая пленарное заседание вице-премьер Юрий Борисов:

– Я сторонник прямых ярких протекционистских мер со стороны правительства. Без этого стимула мы экономику вперёд не сдвинем. Мы никогда не скрывали, что изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ, инициированные Правительством, носят протекционистский характер. Дело в том, что закон о национальных квотах нарушил годами сложившиеся связи между заказчиками и западными интеграторами и лоббистами. И эти связи носили не только деловой характер.Они вольготно чувствовали себя на российском рынке госзакупок. Мы и ранее пытались исправить ситуацию регулированием (ценовые преференции и т.д. ). Но, к сожалению, эти регуляторные меры обходились одним росчерком пера. Западные вендоры прекрасно чувствовали себя в России на протяжение 10 лет. При этом они игнорировали любые требования о локализации. Таким образом российский бюджет инвестировал в западную промышленность и науку!

По словам Юрия Борисова, гарантированный заказ со стороны государства таит в себе определенную угрозу монополизации, это тонкий момент.

– Однако есть ниши, в которых без этого инструмента невозможно отстоять технологический суверенитет страны, – считает вице-премьер. Также он подчеркнул, что эффективность квот без цифровой платформы контроля невозможна. Нужно в режиме реального времени следить за выполнением требований по импортозамещению. Поэтому необходимо разививать сервисы Единой информационной системы закупок и ее интеграцию с ГИСП (Государственная информационная система промышленности).

О перспективах развития ЕИС в части адаптации инструмента квотирования и импортозамещения рассказала Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства:

– Элементы цифрового контроля ЕИС в рамках квотирования позволят видеть работу каждого заказчика по каждой номенклатуре при исполнении национальных квот. Детальная цифровая провязка процессов импортозамещения уже есть в системе. Мы хотели бы видеть не просто декларацию, а достоверные данные о происхождении продукции. В ближайшей перспективе мы будем работать над решением этой задачи. Также хотелось бы получить обратную связь от промышленности: готовы ли поставщики обеспечить установленные государством объемы квот?

Анна Катамадзе призвала заказчиков соблюдать требования по внесению информации в реестры, а также относиться ответственно к достоверности вносимых данных.

Для некоторых регионов режим национальных квот, в буквальном смысле, является средством выживания.  Особый режим в закупках для Севастополя и Крыма позволяет более успешно реализовать программу импортозамещения в государственных закупках. Об этом рассказал губернатор Севастополя Михаил Развожаев. Специфика региона такова, что это изначально полигональный рынок с ограниченным количеством поставщиков, способных выполнить государственные заказы стратегического типа, связанные с быстрым и качественным созданием инфраструктуры.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев:

– Мы более активно и агрессивно будем помогать нашим производителям. Закон о квотировании дает надежду и ощутимы стимул нашим предприятиям для выхода на внутренний рынок. Это крайне важно в условиях, когда выход на внешний рынок для нас закрыт.

О новейших финансовых инструментах поддержки ОПК в переходе на гражданские рельсы рассказали представитель ПАО «Промсвязьбанк» Петр Фрадков

Идею инвестиционного развития ОПК в гражданском секторе предложила президент Новикомбанка Елена Георгиева. По ее словам, средства на диверсификацию уже заложены в нацпроектах.

– Их необходимо просто маршрутизировать в ОПК. Срок дивресификации, поставленный  до 2030 года достаточно большой, он сродни инвестиционному циклу. Необходимо создать специальный каталог продукции в сравнении с зарубежными аналогами и довести его до предприятий ОПК, чтобы они могли работать предметно.

В рамках льготного кредитования, которое уже предусмотрено соответствующим постановлением Правительства, ставка по кредитам для предприятий может составлять 1-2%. Причем такие кредиты могут предоставляться естественным монополиям с требованием обеспечить авансирование подрядчиков из ОПК, считает Елена Георгиева.  В комплексе с банковским регулированием в части стратегической поддержки Центрального банка это может дать ощутимый приток инвестиций в оборонный сектор. Мы видим примеры такого конструктивного финансового регулирования в строительной отрасли. За счет чего удалось простимулировать инвестиции в строительство, где так же, как и в промышленности немало рисков.

Скопировать ссылку