IT-проекты для государства
На площадке Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» собран пул крупнейших российских компаний: разработчиков, интеграторов и пользователей информационных решений. Чтобы эти решения не стали издержками для бюджета, обрели внятные критерии эффективности и действительно работали на пользу экономики, необходимо осмыслить их в логике госзакупок.
Опытом разработки и интеграции информационных систем, полезных для государства поделились представители IT-отрасли: «РЕД СОФТ», «БФТ», «Ланит», «1С», а также руководители профильных ведомств по цифровизации в корпорациях России и органах власти.
Участники дискуссии, обсудили сложнейшие вопросы отрасли: подготовку кадров, окупаемость проектов для разработчиков, формирование стандартов для государственных информационных систем (ГИС).
Все спикеры конференции, руководители крупнейших IT-компаний и IT-департаментов в органах власти и госкорпорациях РФ отметили факт перегрева трудового рынка в части роста заработных плат. Это создает трудности для развития небольших компаний, особенно тех, кто занимается разработкой уникальных продуктов, приводит к их вытеснений с рынка монополистами в лице крупных банковских структур. Многим разработчикам приходится работать практически с нулевой прибылью, чтобы удержать за собой возможности.
Модератор дискуссии о ГИСах и их вариативных формах – замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе отметила, что сравнения рынка кадров в IT-отрасли в РФ и США, явно не в пользу нашей страны. Поскольку Америка создала для специалистов привлекательные условия и жесткую конкуренцию. – Почему мы, окруженные странами постсоветского пространства, с достаточно высоким уровнем компетенций не смогли выстроить аналогичную систему?
Парадоксально, что одновременно с перегревом рынка специалистов, продолжается падение его качества.
Одним из перспективных решений, которое поможет оздоровить отрасль информационных технологий, эксперты признали контракты жизненного цикла. Сечас КЖЦ используются как фрагментарное явление, но доказывают свою эффективность и с точки зрения однозначности толкования ТЗ, и с точки зрения ценообразования. Такая практика распространена в Москве. Причем, ТЗ формируется не на весь срок действия договора, а на логически обоснованный отрезок эксплуатации (по аналогии с сервисным контрактом, в котором есть цена за единицу разработки с открытым предметом). Такой подход позволяет IT-компаниям правильно управлять себестоимостью на проекте, исключает недопонимания с контролерами, если речь идет о государственных закупках.