Средства российской диверсификации
Успех оборонных предприятий на гражданском рынке находится в прямой зависимости от объема свободных средств, которые можно вложить в модернизацию конвейера, проектирование и продвижение наукоемких продуктов.
По объективным оценкам отраслевого сообщества, для того чтобы диверсификация состоялась как явление, предприятие должно направлять не менее 2/3 фактически полученной прибыли по контрактам на переоснащение производственных мощностей. Такую пропорцию озвучили в Санкт-Петербурге, в одной из крупнейших военных компаний страны. Абсолютно очевидно, что добиться такого соотношения без внешних инвестиций оборонному комплексу не суждено. Большинству военных заводов полученной прибыли едва хватает на покрытие фонда заработной платы. Раздельный учет не позволяет использовать средства, заработанные в рамках гособоронзаказа, на гражданские нужды.
Вот почему все ожидания ОПК по выходу на гражданский рынок связаны с банковским сектором и государственными фондами. Крупнейшим кредитором диверсификации в России заявлен ПАО «Промсвязьбанк».
Сейчас перед ПСБ стоит весьма непростая задача выработки финансовых алгоритмов диверсификации интегрированных в государственные программы поддержки, разработка механизмов привлекательных и понятных для предприятий оборонного комплекса. Сценариев диверсификации не существует. Их нужно проектировать и строить с нуля.
Эту проблему в режиме мозгового штурма, крупнейшим квалифицированным составом экспертов обсудили на XVI Всероссийском Форуме-выставке ГОСЗАКАЗ, где ПСБ организовал специальный круглый стол. Тема финансовых ресурсов диверсификации стала лейтмотивом почти всех панельных дискуссий форума.
Председатель ПАО «Промсвязьбанк» Петр Фрадков:
– Финансирование производства импортозамещающей продукции, в том числе с элементами диверсификции – довольно сложная и рискованная задача для любой банковской структуры. Есть острая необходимость предоставления финансирования на льготных условиях. Как мы видим по итогам реальной практики, у заемщиков часто отсутствуют залоги; возникают и другие препятствия, которые в силу ограничений Центрального банка не позволяют нам финансировать тот или иной проект. Требуется дополнительное решение от регулятора в виде субсидирования процентных ставок на продукцию диверсификации. Есть еще одно существенное препятствие – остро востребовано банковское финансирование ранней стадии работ. Создание наукоемких продуктов российского производства должно с чего-то начинаться. На этом этапе банкам не за что зацепиться. Это венчурные инвестиции в чистом виде.
По словам, Петра Фрадкова, со стороны ПСБ было найдено решение, которое реализуется в формате пилотного проекта на платформе военного инновационного полиса «Эра».
Сейчас «Эра» занимается, в том числе, и проектированием перспективных продуктов гражданского назначения, беря в расчет кадровые и технические мощности российских промышленников. Промсвязьбанк создал фонд для инвестирования в такие инновационные продукты именно на ранней стадии. После того, как фаза научного проектирования и масштабирования пройдена, любой банк уже более уверенно может применять традиционные формы кредитной поддержки.
– Прежде чем кредитовать проект диверсификации, мы должны понимать, что ее конкретный продукт действительно существует. Для этого лучше «вести» компанию с самого начала, — отметил Фрадков.
На кредитование стартапов по диверсификации ПСБ готов выделить до 1 млрд рублей. В перспективе полугода, будет понятно, «как это работает». Всего же, по оценкам ПСБ, на достижение планки поставленной президентом (производить 50% гражданской продукции на предприятиях ОПК к 2030 году) потребуется как минимум 2 трлн рублей инвестиций.
На площадке Союза машиностроителей России создан Экспертный совет по финансовым мерам поддержки предприятий ОПК, в работе которого активно участвует ПСБ. Одна из его ближайших задач – выработка нормативов кредитования промышленности.
Антон Дроздов, руководитель блока диверсификации, импортозамещения и проектного финансирования ПСБ подчеркивает, что жизненный цикл инновационной продукции включает в себя и НИОКР, и создание проектно-сметной документации, и внедрение в массовое производство.
– Поэтому необходима консолидация всех институтов: и вернчурных, и прямых инвестиций, – уверен Дроздов. – В Промсвязьбанке принято решение о создании специального блока, посвященного только теме диверсификации. Мы как опорный банк уже участвуем в ряде проектов по данному направлению. Пока в них задействованы крупные организации: ОСК, Алмаз-Антей, у которых уже есть инфраструктура и опыт производства гражданской продукции. Но задача состоит в том, чтобы расширять возможности всех предприятий ОПК, переходить к сложным структурированным продуктам, нацеленным на импортозамещение.
Поэтому одна из ближайших задач ПСБ Привлечение частного бизнеса к участию в проектах диверсификации с долей собственных инвестиций. Нельзя не заметить, что и в наукоемких продуктах иностранных корпораций обычно используется та же логика разделения рисков. Частным инвесторам передается часть кредитной или производственной нагрузки на простых фрагментах производственной цепочки, при этом собственником интеллектуального ядра остается головная организация.
Артем Гарибян, глава дирекции проектного финансирования и прямых инвестиций ПАО «Промсвязьбанк»:
– В банковской логике, проекты диверсификации, конечно, расцениваются как высокорискованные, поэтому требуют комплексного подхода, взаимодействия заинтересованных ведомств, в особенности – Центрального банка, для обеспечения приемлемых условий как для заемщика, так и для финансирующей организации. Колоссальное значение имеет государственное субсидирование ОКРов и НИОКРов, гарантированный сбыт продукции. Эти факторы существенно отражается на риск-метриках кредитных организаций при анализе проектов.
Кроме того, по словам эксперта, для кредитования наукоемких проектов требуется смягчение регуляторных требований со стороны Центрального банка в части создания резервов и нагрузки на капитал.
– Промсвязьбанк недавно принял изменения в кредитной политике, которые позволят существенно смягчить условия предоставления финансирования, существовавшие ранее, – сообщил Артем Гарибян. – А именно: мы раздвигаем горизонт финансирования проектов диверсификации до 15 лет. При этом доля обязательного собственного участия в инвестиционных проектах снижена до 10%.
Если проект устойчивый, обеспечен всеми мерами господдержки, то значительно проще привлечь в него частных инвесторов.
На практическом опыте финансовыми инструментами Промсвязьбанка наиболее успешно пользуется корпорация Алмаз-Антей для производства и гражданского сбыта медтехники. В экспозиции Форума-выставки ГОСЗАКАЗ Алмаз-Антей представил блок прорывных продуктов для медицины. При поддержке ПСБ реализуется программа лизинга медицинского оборудования.
В Минпромторге на механизмы льготного лизинга возлагают особые надежды, и называют рычагом ускорения диверсификации. Когда государство докапитализирует лизинговые компании по низким ставкам (2,5%-5%) это создает дополнительные стимулы для сбыта сложной промышленной продукции.
«Кредит без бумаг», скорость в приоритете
В рамках обслуживания счетов по 44-ФЗ Промсвязьбанк обслуживает порядка 40 тыс участников. Выдано более 60 тыс гарантий на сумму более 100 млрд рублей. Качество банковских услуг постоянно совершенствуется. Одним из востребованных механизмов являются электронные банковские гарантии. В ПСБ приоритет отдается скорости принятия решений. Так, по электронным гарантиям на сумму менее 1 млн рублей для субъектов МСП решение принимается менее чем за пять минут. Услугой пользуется 26 тыс субъектов предпринимательства. По гарантиям до 10 млн рублей решение принимается за полчаса, (до 100 млн рублей – в течение дня).
То же самое касается и кредитного обслуживания участников госзакупок: скорость в приоритете, бюрократия отходит на второй план. Для финансирования контрактов Промсвязьбанк предлагает оперативный продукт под названием «Кредит без бумаг». Будучи клиентом банка, заемщик вообще не обращается в офис за оформлением кредита. Информация о его кредитной истории формируется автоматически, кредит оперативно предоставляется в электронном виде.