Эффективность закупок – региональный ракурс
Нетипичный взгляд на реальные расходы государства – в рейтинге от Гильдии отечественных закупщиков.
Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов России существует уже 5 лет. На момент создания и в настоящее время это единственный механизм, позволяющий провести всесторонний анализ региональных систем закупок с точки зрения их продуктивности и прозрачности. Рейтинг охватывает всю сферу контрактной деятельности, не ограничиваясь только объемом сэкономленных бюджетных средств или количеством жалоб.
Он создавался непосредственно руководителями региональных уполномоченных органов поэтому опирается, в первую очередь на КPI, актуальные для практической работы государственных и муниципальных заказчиков. Его критерии обусловлены не абстрактной теорией в рамках закона о закупках, а «полевой» правоприменительной практикой.
Учитывая идеологический крен российской контрактной системы в сторону процедурного регулирования и аукционных практик, наличие такого аналитического инструмента оказывается весьма востребованным.
Дело в том, что в РФ эффективность закупок принято измерять ценовым снижением. При этом, неучтенным остаются такие факторы, как качество поставленных товаров, работ, услуг, своевременность закупки, ее реальная востребованность. После реализации контракта он,как правило, больше не интересен органам финансового контроля. Как используется закупленный продукт или инфраструктура? Является ли закупленное частью конкретной стратегии? С пользой ли потрачены бюджетные средства? На все эти вопросы у российской контрактной системы нет ответов. А ведь государственные закупки – это часть внутренней экономической политики; конечным потребителем закупленного являются не чиновники, а граждане России.
В таком ракурсе Рейтинг закупочных систем регионов является едва ли не единственным инструментом публичной оценки качества экономики в стране. Если разработчики Рейтинга продолжат совершенствовать ту его часть, которая касается исполнения госконтрактов, то он автоматически станет и стимулом развития исполнительной власти на местах. Тем более что возможности такой доработки изначально заложены в систему.
Лидия Никифорова, президент Союза Профессиональных Поставщиков (СПП), председатель Правления Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам:
– Прежде всего, хочется отметить интерес регионов, с которым они подходят к участию в Рейтинге. Мы видим, что он растет; с каждым годом в работу включаются новые субъекты РФ. Система получилась прозрачной и понятной для всех. Но, самое главное – полезной и востребованной. Регионы смотрят, в чем они добились высоких результатов и в каких сферах они еще имеют недочеты, чтобы исправить их. Эта динамика хорошо отслеживается из года в год.
В 2020 году количество регионов принявших участие в Рейтинге достигло планки в 52 субъекта.
В состав Рейтинга вошли критерии, охватывающие всю цепочку процесса осуществления закупок, от планирования до исполнения контрактов.
Критерии сгруппированы по 8 показателям:
— Оценка организационной структуры закупок региона.
— Оценка информационной инфраструктуры региона.
— Нормативная база региона.
— Оценка профессионализма заказчиков и обеспеченности квалифицированными кадрами.
— Оценка осуществления закупочных процедур.
— Исполнение требований законодательства о закупках.
— Исполнение контрактов.
— Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе государственных закупок.
В поле зрения оценочных радаров попадают не только закупки государственного уровня, но и муниципальные. Таким образом, в охвате все региональные заказчики. Итоги Рейтинга подводятся ежегодно.
Все регионы, принимающие участие в Рейтинге ранжируются по трем группам:
- Высший рейтинг
- Высокий рейтинг
- Рейтинг Выше среднего.
При этом регионы, набравшие наибольшее число балов, получают звание Лидера Рейтинга по показателю.
Расчет Рейтинга производится по методикам, размещенным в открытом доступе на сайте Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам», которая и осуществляет ведение Рейтинга.
Справедливость – математическая величина
Рейтинг невозможно подделать, влияние человеческого фактора исключено – что гарантирует его абсолютную справедливость. Методики и формулы расчета размещены в открытом доступе, на сайте Гильдии. Регионы еще до начала сбора данных могут ознакомиться с этими алгоритмами, поняв объем и качество информации, которую необходимо направить. Участие субъектов РФ в Рейтинге добровольное, а решение об участии принимается губернатором каждого региона.
За пять лет участия в проекте, региональные заказчики и бизнес пришли к выводу, что Рейтинг является отличным аналитическим инструментом для принятия своевременных управленческих решений. Рейтинг не только позволяет увидеть, в каких областях и сферах закупочного процесса регион добился высоких результатов, он и дает понимание – в каких направлениях нужно продолжать работу.
– Только сравнивая себя со своими коллегами можно понять, насколько эффективная системы закупок выстроена в регионе, в чем ее сильные и слабые стороны, – поясняет Лидия Никифорова. – И Рейтинг дает такую возможность. Причем мы отмечаем, что по определенным показателям регионы действительно активно подтягиваются к лидерам. Поэтому возникает необходимость более глубокой проработки показателей и критериев Рейтинга. К счастью, он создавался нами изначально как открытый механизм, который можно улучшать и дорабатывать. И конечно мы приглашаем регионы, которые еще не участвовали в Рейтинге, присоединяться к своим коллегам, и попробовать оценить свои региональные закупочные системы.
Результаты Рейтинга ежегодно презентуются на Форуме-выставке «Госзаказ» и публикуются на сайте Гильдии, где они находятся в общем доступе. Ознакомиться с итогами Рейтинга за 2020 финансовый год можно здесь.
Техники процветания и стратегии развития
Рейтинг – это не только сравнение деятельности регионов – это еще и проверка эффективности информационных систем, которые они применяют для управления закупочной деятельностью.
Характерно, что в число лидеров нового рейтинга вошли пять регионов, пользующихся цифровыми информационными технологиями в закупках на основе программного обеспечения российского производства. Ростовская, Тюменская, Волгоградская, Иркутская и Ульяновская области автоматизировали свои закупочные процессы на базе решения «АЦК-Госзаказ» («АЦК-Муниципальный заказ»). Перспективная разработка компании БФТ (Бюджетные и финансовые технологии) интегрирована в ЕИС, охватывает весь процесс закупочной деятельности от планирования до исполнения контракта, позволяет продуктивно использовать шаблоны контрактов, инструменты автозаполнения и контроля (автоматическая проверка документов на соответствие). Также в программе реализован полезный функционал для проведения совместной закупки: возможность консолидации данных по заказчикам в случае возникновения необходимости в проведении совместных закупок, закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также согласования с уполномоченным органом планируемой закупки.
Площадка Гильдии позволяет оперативно и объективно оценивать в полевых условиях, в том числе, и качество подобных технических решений.
– На сегодняшний день мы объединяем 76 регионов. У нас в экспертном совете 149 руководителей уполномоченных органов всех регионов нашей страны. Мы можем на собственной платформе обсуждать любые проблемы, которые есть в правоприменительной практике, – говорит Лидия Никифорова. – Общаться не только в формате заранее подготовленных мероприятий, но и в наших закрытых чатах: очень быстро получить поддержку коллег по работе, экспертов федерального и регионального уровня. Мы находимся в постоянном профессиональном диалоге друг с другом.
Опыт Гильдии является в своем роде «правовым маяком» для тех, кто занимается реформой законодательства о закупках. Консолидированные и мотивированные предложения Гильдии всегда учитываются в законопроектах. Зачастую Гильдия закупщиков предлагает государству механизмы, уже опробованные в регионах. Одним из таких предложений «завтрашнего дня», например, является независимая экспертиза поставляемых товаров, работ и услуг.