В авангарде перемен
В Гильдии отечественных закупщиков рассказали о самых полезных достижениях форума «ГОСЗАКАЗ».
Часть I:
Итоги форума и принцип рейтингования регионов
«Это было незабываемое событие!»
— Лидия Викторовна, мы встречаемся с Вами после успешного проведения XVI Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», куда участники стремились попасть, чтобы вновь оказаться в гуще самого крупного мероприятия в сфере закупок. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями: что запомнилось больше всего?
— Этот форум, действительно, все очень ждали! Фактически, больше года мы не виделись и не встречались вот так, в очном формате. Как показал период изоляции: не все вопросы можно эффективно решать на расстоянии. Конечно, современные технологии способны сегодня объединить людей онлайн – сразу и в любом количестве. Но у живого общения абсолютно другие преимущества. Создается определенная, ни с чем несравнимая аура, когда люди собираются вместе. Согласитесь, провести, например, «мозговой штурм» во время онлайн-общения достаточно трудно. Поэтому определенные проблемы в прошлом году у членов Гильдии возникали. Ведь наши обсуждения как раз и требуют именно живого общения в принятии новых, необычных, нестандартных решений.
Вот почему мы с большим нетерпением ждали встречи на форуме. Наглядный пример: к своим выступлениям на расширенном заседании Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы руководители уполномоченных органов по закупкам готовились как никогда. Было столько желающих выступить! Тайминг докладов мы рассчитывали буквально по минутам, потому что выступающим о многом хотелось рассказать, ведь люди работали целый год. В итоге – общение получилось очень интересным и содержательным.
Из своих главных впечатлений также отмечу выставку – масштабную, с яркими стендами, где участникам было представлено много новой и полезной информации.
Вне конкуренции деловая программа. Она действительно оказалась нестандартной, с акцентом на отечественного производителя. И, конечно, в этом году были приглашены очень сильные спикеры. Все отметили со стороны федеральных руководителей серьезное внимание к форуму, к поставленным проблемам, к выявлению новых точек роста. В частности, в совершенствовании норм действующего законодательства и в подходах к обеспечению приоритетного доступа российской продукции к госзакупкам за счет их квотирования. Одним словом, форум оправдал ожидания участников и, без преувеличения, стал незабываемым мероприятием для всех, кто в нем участвовал.
— На этапе подготовки к форуму – на чем в первую очередь Гильдия делала акцент? Какая повестка была подготовлена для членов Экспертного совета?
— Подготовительная работа к заседанию велась большая. Как я уже сказала, всем хотелось доложить о результатах своей деятельности. Ведь в течение года, несмотря на трудности онлайн-общения, регионы разрабатывали новые механизмы применения законодательства сферы закупок, которые были рассмотрены на заседаниях Экспертного совета. Из результатов, наработанных за год, мы отобрали наиболее значимые и дали возможность представителям регионам выступить.
Во время заседания со стороны аудитории была проявлена большая заинтересованность к содержанию докладов. В зале присутствовали не только заказчики, но и поставщики. Признаться, я сначала даже переживала: ведь зал «Атриум» большой, не окажется ли он пустым?.. Но этого не случилось. И главное – никто до конца мероприятия не ушел, а ведь оно продолжалось достаточно долго.
В этот раз мы несколько изменил формат заседания. После выступления представителей регионов слово было предоставлено партнерам Гильдии с целью рассказать, что интересного и полезного они приготовили для государственных и муниципальных заказчиков. В числе выступивших были: Наталья Зейтениди, коммерческий директор компании «Бюджетные и Финансовые технологии», Руслан Глазьев, исполнительный директор компании «Закупщик РФ» и Дмитрий Хан, руководитель службы технической инспекции ООО «Сертификационные системы». Их выступления были выслушаны с большим вниманием.
Наиболее приятная часть нашего заседания – церемония награждения благодарностями, грамотами, кубками лидеров представителей регионов. А самая престижная награда – почетный знак «За верность профессии». Его в этом году мы вручали в третий раз. Критериев для выбора претендентов на эту награду несколько, но в первую очередь учитывается опыт работы (не менее десяти лет), руководящая должность, наличие региональной практики реализации норм законодательства в Реестре передовых практик и достижение высшей отметки в Рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем.
Закупки – очень сложная и ответственная сфера, требующая множества специальных знаний. В ней сегодня работает огромная армия специалистов, а вот добиваться высоких результатов удается немногим. В этом году почетный знак «За верность профессии» получили: Гончаров Евгений Николаевич, руководитель Управления по регулирования контрактной в сфере закупок Воронежской области, Погорелова Инга Анатольевна, руководитель Агентства государственных закупок Ульяновской области и Игнатенкова Елена Владимировна, заместитель министра экономического развития и промышленности Республики Карелия – начальник управления административной реформы, лицензирования и регулирования контрактной системы в сфере закупок.
Олимпийский принцип рейтингования регионов
Регионы очень ждали подведения итогов Рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем. Их активность по участию в Рейтинге в этом году как никогда была высокой. Участвовали даже те, кто не состоит в Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.
— Чем Вы это объясняете?
— Тем, что популярность Рейтинга растет! Потому что это, действительно, эффективный механизм, позволяющий принимать управленческие решения в области закупок. По Рейтингу регионы начинают сравнивать себя друг с другом. Еще на этапе его создания, мы видели главной целью рейтингования – побуждение к соревнованию. Не случайно мы говорим, что наш Рейтинг построен по Олимпийскому принципу: кто первым добежал, тот и лидер. Сегодня соревнуются и регионы, и муниципальные образования. В этом году 52 региона и 1053 муниципальных образований приняли участие в Рейтинге. Соответственно, нагрузка на аппарат Гильдии в течение года, без преувеличения, была гигантская: ведь при расчете показателей мы не берем информацию только с сайтов – из этих источников она составляет всего лишь 20 процентов от общего объема. Остальная же собирается по запросам, отправляемым в самые разные инстанции, в том числе запрашивается у госзаказчиков. То есть, Рейтинг рассчитывается очень серьезно. Работа в этом направлении не прекращалась ни на этапе вынужденной изоляции, ни после нее. Скажу откровенно: во многом она базировалась на прежних запасах энтузиазма. Как знать, хватило бы его дальше… Но уже после Нового года стало понятно, что форуму быть и подведение итогов Рейтинга состоится. Ведь деятельность Гильдии во многом завязана на форум, где подводятся итоги нашей работы и задаются перспективы на будущее.
— В последние годы Гильдия стала важнейшим связующим звеном между теми, кто пишет законы, и теми, кто с ними работает каждый день. Как Вы оцениваете эффективность этого сотрудничества?
— Сотрудничество очень тесное и постоянное. На протяжении последнего времени Экспертный совет регионов по развитию контрактной системы проводит большую совместную работу с экспертно-консультативным советом Государственной думы в сфере законодательства по закупкам, который возглавляет Антон Александрович Гетта. Также члены нашего Экспертного совета входят в рабочую группу Госдумы по оптимизации закупочного законодательства под руководством Александра Дмитриевича Жукова. Это свидетельствует о том, что обратная связь между законодателями и теми, кто применяет закон, у нас сложилась и она обязательно получит свое продолжение. Подобную уверенность также выразил Антон Александрович Гетта, когда сказал во время церемонии награждения в ходе заседания Экспертного совета на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» следующее: «Мы обязательно продолжим наши встречи, потому что это не просто возможность пообщаться, но еще и выработать решения, которые дальше перерастают в законодательные инициативы».
— Какая часть из предложений, поступивших из регионов, все-таки трансформируется из инициатив в нормы закона?
— Могу сказать, что фактически не было отклонено ни одного нашего предложения. То есть: те поправки которые было легко сразу внести в законодательство, были внесены. А те, которые были признаны целесообразными, взяты в работу.
Если говорить о конкретных примерах, затрону «профессиональных жалобщиков» – споры и обсуждения на эту тему велись долгие годы. На одной из рабочих групп, мы так и называли этот блок поправок – «Борьба с «профессиональными жалобщиками». Что это такое? Есть организации, которые ставят перед собой цель не заключить контракт, а сорвать его. Таким образом, они создают себе преимущества для решения собственных вопросов, в том числе финансовых. За последние годы подобных мошенников и преступников (другими словами их не назовешь!) появилось достаточно много. Одной какой-то мерой бороться с этим явлением невозможно. Над темой «профессиональных жалобщиков» работало много людей и ведомств, в том числе ФАС России. Наши совместные предложения были учтены и вошли в закон.
Очень долгое время шли разговоры о том, что при проверках заказчикам нужно предоставлять огромный объем информации. Особенно если это разбирательство в Москве. То есть коробками надо везти документацию – либо в поезде, либо в самолете. А ведь она вся есть в ЕИС. Мы очень долгое время добивались, чтобы любые проверяющие органы, даже когда они приходят проверять или когда идет разбирательство в Антимонопольной службе – не требовали бы от заказчиков тех документов, которые они сами могут найти в открытом доступе. Зачем отрывать сотрудников от работы, выискивать все эти документы, копировать, предоставлять?.. Люди могли бы спокойно работать, не отвлекаясь на это. И наши предложения тоже сработали.
Вообще, если говорить о поправках в 44-ФЗ, они должны достигнуть своей главной цели – сделать закон еще более эффективным. Об этом тоже много говорили на прошедшем форуме.
Продолжение следует.