Большие перспективы российской «оборонки»
Владимир Гутенев, Председатель Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ, первый Вице-президент Союза машиностроителей России о гражданском применении потенциала ОПК.
Реформирование 44-ФЗ: сложно, но нужно
— Владимир Владимирович, Вы принимали активное участие в XVI Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который состоялся в этом году при участии Союза машиностроителей России. На Ваш взгляд, насколько мероприятие, прошедшее под девизом «Время российской промышленности», оправдало ожидания участников?
— Более чем оправдало и этому способствовали два важнейших фактора. Во-первых, участникам была предложена актуальная рабочая повестка, позволившая придать всему мероприятию более высокий формат и большую наполненность. Ведь дискуссии концентрировались вокруг двух важных тем – адаптация к гражданскому рынку предприятий ОПК и новации в закупочном законодательстве. И та, и другая лежат в плоскости развития поступательного роста экономики, ее конкурентоспособности в современных условиях.
Во-вторых, форум в связи с известными событиями проходил с интервалом в год. За время вынужденной паузы, вызванной эпидемиологической ситуацией, в среде профессионалов, конечно же, накопилось много острых вопросов, требующих именно очных встреч. Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» как раз та площадка, которая дает такую возможность. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что прошедшее мероприятие стало значимым событием, объединившим тысячи участников. Мы все очень прочувствовали атмосферу единения в решении насущных задач.
— Вот уже два года продолжается реформирование контрактной системы с целью ее донастройки, упрощения. Как Вы считаете, не слишком ли затянулся законодательный процесс? Еще с момента вступления в силу 44-ФЗ раздавались мнения, что новый закон улучшать придется не один год. Похоже, нет предела совершенству?..
— И 44-й, и 223-й федеральные законы претерпели за последние годы очень существенные изменения. Но вызовы, которые стоят перед страной и те требования, которые предъявляет время, конечно, требуют более быстрой трансформации. Буквально перед форумом правительство внесло в Госдуму новый законопроект, кардинально меняющий закупочные процедуры, оставляя вместо 11 всего 3, допуская предквалификацию и многие другие новеллы, позволяющие комплексно решать и распутать застарелый клубок проблем. Понятно, что не все инициативы носят настолько масштабный характер, но для нас крайне важно совершенствовать систему госзакупок, опираться на мнения экспертов крупнейших общественных организаций, экспертных советов, комитетов того же Союза машиностроителей России, Лиги оборонных предприятий, Российского союза промышленников и предпринимателей.
Именно во время совместных встреч, обсуждений, в том числе состоявшихся и на форуме, возникают предложения, которые мы, отрабатывая с правительством, затем воплощаем в законодательно-нормативные изменения. Поэтому система, конечно, нуждается в дальнейшей донастройке, тем более, что мы сегодня работаем в очень непростых условиях. Это и пандемия, и сложная ситуация на энергетическом рынке, и непрекращающееся санкционное давление. Конечно, нельзя не учитывать эти объективные факторы, но работа над реформированием контрактной системы продолжается – мы и дальше будем идти по пути повышения ее удобства для пользователей 44-ФЗ. Фразу «нет предела совершенству» я бы рассматривал только как мотивацию двигаться вперед. Действительно, такого огромного количества поправок за последние годы, наверное, ни к одному закону не было. Конечно же, было огромное желание заниматься не «латанием дыр», а увидеть комплексное решение. Наконец-то мы его увидели в виде большого документа – «оптимизационного» законопроекта.
ОПК: адаптация к гражданскому рынку
— В рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялось совместное заседание Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ и Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовке кадров Союза машиностроителей России. Дискуссия, которую Вы модерировали, называлась «Предприятия ОПК: добро пожаловать в гражданские закупки!». Звучит оптимистично. И все-таки в ходе обсуждения было отмечено, что диверсификация для оборонных предприятий — это по-прежнему непростая задача…
— Раньше вхождение в гражданский сектор – то, что мы называем диверсификацией – в первую очередь, имело финансовую проекцию. Не секрет, что гособоронзаказ для предприятий ОПК маломаржинальный: рентабельность крайне низка и составляет 3-5%. Когда НДС увеличили с 18 до 20%, рентабельность вообще приближалась к нулю, а на некоторых предприятиях даже были отрицательные значения.
Военно-техническое сотрудничество тоже имеет свои естественные ограничения, особенно в условиях очень серьезного санкционного давления. Нет причин предполагать, что в ближайшее время станет проще: санкции будут только нарастать. И поэтому для нас было очевидно, что только лишь диверсификация оборонно-промышленного комплекса в рамках тех задач, которые поставил наш президент об увеличении доли гражданской продукции к 2025 году до 30%, а к 2030 – до 50%, дает новые и дополнительные возможности. Как в получении финансового прироста, так и в продолжении технического перевооружения, развития фундаментальной прикладной науки, наращивания кадрового потенциала.
И на фоне тех событий, о которых я уже сказал, для нас чрезвычайно важно, чтобы предприятия оборонно-промышленного комплекса, в том числе, используя механизмы госзакупок, смогли занять достойное место на рынке гражданской продукции, которая должна соответствовать современным требованиям и быть конкурентоспособной.
— Какие наиболее яркие примеры убеждают, что процесс увеличения доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятиями оборонно-промышленного комплекса находится в активной стадии?
— Сегодня процессы решения стратегической задачи по диверсификации ОПК уверенно набирают обороты. В среднем по оборонной промышленности России доля выпуска гражданской продукции составляет 24%.
Можно уже говорить о внушительных успехах у таких ведущих предприятий отрасли как ПАО «ОАК», АО «ОСК», АО «ОДК», концерн «Алмаз-Антей», холдинги «Швабе», «Вертолеты России». Достижения флагманов «оборонки» также были представлены на экспозиции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
Кадры по-прежнему решают всё!
— Во время заседания большое внимание было уделено подготовке кадров для предприятий ОПК. Как этот вопрос решается сейчас?
— Кадры являются одним из ключевых элементов, которые необходимы для успеха в любой отрасли, в оборонно-промышленной особенно. Мы, идя навстречу пожеланиям Вице-премьера Юрия Ивановича Борисова, включились в программу, инициированную коллегией Комиссии ВПК по формированию кадровых резервов.
Есть кадровые резервы генеральных директоров, генеральных конструкторов. Мы, в свою очередь, взяли на Лигу оборонных предприятий довольно существенную ношу – это резерв независимых директоров. Считаем, что вовлеченность из реального сектора, из бизнеса состоявшихся и успешных руководителей в советы директоров в качестве независимых директоров – очень хорошая идея Юрия Ивановича, которую мы всецело поддерживаем, и заключили сейчас соглашения с целым рядом общественных организаций, объединений, обладающих подобными базами.
Я считаю, что абсолютно правильно выстраивать стройную систему селекции подготовки кадров, начиная со школьных олимпиад различных целевых направлений профориентации, таких как «Неделя без турникетов», «Практики стажировки», которые уже успешно реализуются в СТАНКИН. Но самое главное, как было сказано во время заседания на форуме, надо очень бережно относиться к тем исключительным ребятам, которых удается вычленять. У каждого должна быть индивидуальная траектория сопровождения. И как ничто другое этому должна способствовать программа, которую реализует ВНИИ «Центр» в части подготовки кадрового резерва ОПК.
— В стране заработала система квотирования. В конце 2020 года были приняты постановления Правительства, в которых конкретизирован порядок выполнения требований в отношении квотирования. На Ваш взгляд, когда можно будет оценить первые результаты?
— Совместно с Юрием Ивановичем Борисовым в прошлом году под занавес весенней сессии мы все-таки реализовали законодательные нормы о квотировании, которые открывают действительно большие возможности. Эксперты их оценивают в 1,4 триллиона рублей в рамках нацпроектов. Столь внушительные средства, конечно, было бы желательно освоить по прямому назначению, поскольку это те деньги, необходимые трудовым коллективам, учредителям, акционерам, в целом – нашей национальной экономике. Для достижения этой цели для нас опорной точкой всегда являлись экспертные советы: и отраслевые, существующие при Союзе машиностроителей России, и при Комиссии по ОПК Госдумы, и при Комитете по экономической политике промышленности и инновационному развитию и предпринимательству.
Да, система квотирования заработала. Полагаю, что первые результаты можно будет оценить уже по итогам этого года.
Беседовала: Елена Полякова