Стратегию диверсификации ОПК планируют принять одновременно с новой госпрограммой развития вооружений
В интервью информационному порталу «Волга Ньюс» первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель комитета Государственной думы РФ по промышленности и торговле Владимир Гутенев рассказал о том как развивается программа адаптации оборонно-промышленного комплекса к гражданскому рынку сбыта: с какими трудностями сталкиваются предприятия и на какие рычаги рассчитывает государство.
Нынешняя ситуация отличается от конверсии 1990-х годов тем, что стоит задача производить не «утюги и сковородки». Основной приоритет — создание высокотехнологичных изделий. Целевой рост доли выпуска гражданской продукции мы стремимся обеспечивать через концентрацию ресурсов на быстрорастущих мировых рынках «умных» продуктов. Среди них — электроника, автоматизация, системы управления, медтехника, новые материалы, энергетика, городская среда, транспорт и другие.
При этом программа-минимум заключается в импортозамещении на внутреннем рынке. А максимум — выход гражданской наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью на внешние рынки самостоятельно или в кооперации с другими странами.
Существуют ли для предприятий какие-либо сложности и риски в этом вопросе? Безусловно, да, как и в любом масштабном деле. Одна из проблем диверсификации военного производства носит финансовый характер, поскольку наращивание производства гражданской продукции и продукции двойного назначения требует инвестиций. Их дефицит в первую очередь обусловлен крайне низкой рентабельностью по ГОЗ. Нельзя не отметить некоторого дисбаланса во взаимоотношениях «заказчика» и «исполнителя».
В этой связи Сергей Викторович Чемезов поручил создать в Союзе машиностроителей рабочую группу и детально проработать проблемные вопросы в этой сфере. По результатам ее деятельности мы будем готовить соответствующие предложения и направлять в правительство РФ.
Кроме того, надо сказать, что предприятия ОПК работают в совсем иной среде, чем гражданские коммерческие. Оборонная продукция разрабатывается и производится для нужд силовых структур или на экспорт в рамках гособоронзаказа. Цены на продукцию устанавливаются государством. Разработчики и производители военной техники и вооружения конкурируют за ГОЗ и государственные ассигнования только друг с другом.
Причем количество конкурентов внутри страны по тому или иному виду вооружения и военной техники достаточно ограниченно, а в ряде случаев конкуренты вообще отсутствуют. Параметры выпускаемых изделий определяются техническим заданием, рынок изучать не нужно, искать источники финансирования нет необходимости. Тактико-технические характеристики важнее сроков и цены.
На гражданском рынке ситуация принципиально иная. Здесь ОПК со своей гражданской продукцией сталкивается с большим количеством конкурентов, в том числе и зарубежных. Сегодня, даже когда отечественные производители могут предложить заказчикам конкурентную продукцию, им объективно трудно пробиваться на рынок ввиду сложившейся монополии иностранных брендов и серьезного лобби со стороны зарубежных поставщиков.
Предприятиям необходимо рационально адаптировать технологии ОПК для гражданского рынка, решать проблему занятости высококвалифицированного персонала оборонных производств и поиска кадров для новых задач, налаживать совершенно иную логистику, учиться снижать издержки и себестоимость продукции.
Понятно, что если оборонные предприятия бросить в «воды рынка» без поддержки, то они просто не выплывут. Поэтому диверсификация ОПК должна сопровождаться созданием соответствующих механизмов их поддержки. И этот процесс идет. В первую очередь формируется нормативно-правовая база, создающая благоприятные условия для перехода на выпуск гражданской продукции.
В Государственной думе осуществлена значительная корректировка контрактной системы. Один из последних оптимизирующих ее законов был принят в июне этого года. Он в том числе предусматривает уменьшение количества способов определения поставщика с 11 до 3; сокращение положений, устанавливающих требования к извещениям и документации о закупках, заявкам на участие в них; введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки и ряд других новаций.
Приняты законы по квотированию отечественной продукции в рамках госзаказа. Несмотря на ряд сложностей, первые промежуточные итоги показывают достаточно хорошие результаты.
Осуществлено реформирование механизма специальных инвестиционных контрактов. В прошлом году для привлечения крупных инвестиций принят закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
Законодательно оформлен ряд предложений экспертов Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям по изменению №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в части контроля и использования бюджетных средств при выполнении контрактов. Проведена комплексная адаптация системы госзакупок к работе в условиях пандемии, которая изменила всю систему гарантийных обязательств. Устранена дискриминация в отношении отечественных авиастроителей. Кроме того, благодаря нашей инициативе предприятия ОПК теперь могут не указывать идентификатор контракта при оплате накладных расходов, что снизит издержки при выполнении гособоронзаказа.
Помимо совершенствования законодательства, принимаются и другие меры поддержки. Назову некоторые из них. В качестве механизма финансовой поддержки проектов по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения предприятиями ОПК реализуется специальная программа «Конверсия» Фонда развития промышленности.
Маркетинговый центр — НПО «Конверсия», созданный Ростех и Внешэкономбанком, — специализируется на изучении рынков для текущей и перспективной гражданской продукции ОПК. Точкой сборки высокотехнологичных гражданских проектов и проектов двойного назначения ОПК и налаживания промышленной кооперации между ними стала цифровая B2B-платформа ГИС промышленности.
В правительстве РФ серьезно думают о разработке специальной госпрограммы по диверсификации ОПК, которая, возможно, будет принята одновременно с новой госпрограммой развития вооружений в 2023 году.