«Конкуренция с акцентом на импортозамещение»

Антон Гетта анонсировал один из тематических треков предстоящего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»

Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по защите конкуренции Антон Гетта представил концепцию конкурентных закупок в логике национального режима. Конкуренция может быть не только элементом свободного рынка, но и средством форсированного технологического развития страны.

Об этом Антон Гетта заявил на Пятой международной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге, организованной ФАС России по теме: «Поддержка конкуренции: экономические и юридические механизмы обеспечения баланса интересов производства и потребления».

На предыдущем историческом этапе России сложилось политически ангажированное представление о рыночной конкуренции, как об абсолютной величине, на которой держится весь экономический процесс. Однако опыт всех развитых экономик мира показывает, что конкуренция –  это стандартный инструмент развития, точно такой же, как протекционизм, количественное смягчение или регулирование цен. И тем, и другим, и третьим можно умело пользоваться, чтобы добиться благополучия конечных потребителей, интересы которых представляет государство. В этой связи возникает вопрос, как сочетать политику импортозамещения и конкуренции в рамках одной стратегии.

По словам Антона Гетта, следует выделить в особую категорию конкуренцию на внутренних рынках, в том числе и конкуренцию внутри корпоративных экосистем, –  поскольку это рычаг для выхода на макроэкономический уровень. Понять степень собственной технологической зависимости, здраво оценить свои преимущества, свои слабые и сильные стороны можно только в открытой борьбе за рынок сбыта.

Конкуренция внутри страны является основополагающим фактором эффективного импортозамещения (как в формате госзакупок, так и в рамках товарных рынков), уверен Антон Гетта. При этом для отечественных товаропроизводителей должны быть созданы максимально комфортные условия работы, а допустимая доля импорта должна быть задействована как стимул технологического роста.  

– Очевидно, что если бы с 2014 года, когда на нас обрушился вал санкций, правительство не взяло курс на импортозамещение, то сегодня Россия могла оказаться в безвыходной ситуации. Этот исторический опыт дал нам четкое понимание, что конкуренцию надо развивать с акцентом на импортозамещение. Именно к такой логике  развития законодательства призывает вице-премьер Юрий Борисов. Будучи председателем оргкомитета Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», он сформулировал эту принципиальную позицию еще в прошлом году. Форум 2022 года, который состоится уже в апреле по его поручению, также содержит этот посыл: конкуренция в пользу импортозамещения (!). Подчеркну, что на такой расстановке акцентов, настаивает не только вице-премьер, но и Президент России Владимир Путин. В годы экономических испытаний и США, и Европа через квоты всегда поддерживали свои предприятия, не стесняясь ограничивать иностранных поставщиков, – напомнил Гетта. – Южная Корея благодаря многолетней поддержке правительства стала первой страной в мире по строительству крупнотоннажных океанических танкеров.

На форуме «Армия России-2021» Общероссийским народным фронтом был представлен новый инструмент контроля по импортозамещению и квотированию в госзакупках – портал росквоты.рф.

Антон Гетта рассказал о предназначении нового сервиса. Он создан в дополнение к постановлениям правительства, регламентирующим правила закупки продукции, произведенной в РФ. Сервис адресован всем отечественным предприятиям, которые сталкиваются со сложностями в сбыте своей продукции. Он пригодится не только для выявления фактов осознанного уклонения от закупок у российских поставщиков, но и в целом, для прояснения правовой среды в рамках национального режима. У национальных производителей должна быть исчерпывающая пошаговая информация по участию в государственных закупках, в закупках корпораций и естественных монополий.

Конкуренция ради бизнеса

Комитет по защите конкуренции при Госдуме РФ уделяет принципиальное внимание следующим факторам правоприменительной практики:

  • Особое внимание – защите конкуренции при поддержке отечественных производителей.
  • Вопросы развития конкуренции в отраслях экономики, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков и мониторинг состояния конкурентной среды.
  • Разработка подходов к установлению государственных цен и тарифов на продукцию (сервисы) естественных монополий.
  • Основы ценообразования в регулируемых сферах, мониторинг цен на сырьевых рынках, антимонопольные требования к торгам.

Площадка Комитета – это место для поиска компромиссов. Предприниматели должны понимать, насколько ужесточается антимонопольное законодательство, какими полномочиями наделяется ФАС, будут ли они избыточными (как у правоохранительных органов), или напротив – сдержанными. Еще одна противоречивая тема касается ценового регулирования.

При Комитете Госдумы по конкуренции действуют профильные экспертные советы. Антон Гетта, будучи председателем трех из них  «по закупкам госкорпораций», «по развитию конкуренции в сфере информационных технологий», «по конкуренции в сфере банкротства», рассказал об их работе.

В структуре закупок госкорпораций задействованы огромные ресурсы, объемы затрат по 223-ФЗ значительно превышают аналогичные объемы закупок по 44 федеральному закону.

– Если мы начнем наводить порядок в корпоративном законодательстве, то за счет экономии высвободятся средства, которые можно будет направить, в том числе на решение социальных задач, – отметил эксперт.

Особая сфера правоприменительной практики охватывает закупки в области информационных технологий и связи. Здесь острейшие вопросы конкуренции IT-систем переплетаются с возрастающими требованиями глобальной безопасности.

– Мы будем добиваться импортозамещения в этой отрасли. Неизбежно возникают вопросы с регулированием экосистем, которые есть не только у банков, но и у крупнейших цифровых компаний. Так, в последнее время в контексте неравных условий конкуренции на рынке IT-сервисов достаточно часто упоминается Yandex. С одной стороны, мы не хотим зарегулировать эту отрасль до такой степени, чтобы парализовать ее развитие и лишить наши компании преимуществ на мировом рынке. С другой стороны, необходимо найти правильные решения, которые помогут обеспечить здоровый конкурентный баланс для всех отечественных разработчиков. Чтобы российские компании получили возможность сосредоточить свои усилия на конкуренции именно с иностранными поставщиками, развивая свои технологические компетенции. Чтобы найти эти максимально взвешенные, выверенные решения, мы намерены привлечь в работу экспертного совета по IT и связи все действующие лица отрасли –  от лидеров рынка до небольших стартапов. В рамках экспертного совета по развитию конкуренции в сфере информационных технологий и связи мы будем работать со всеми вовлеченными в этот процесс сторонами: регуляторами, крупным и малым бизнесом, экспертным сообществом.

По словам Антона Гетта, в сферу интересов Экспертного совета входит все, что связано с защитой конкуренции IT-систем. В том числе вопросы безопасного внедрения и использования национальных экосистем, например, банковских.

В рамках данного экспертного совета так же будут подняты вопросы поддержки отечественных IT-производителей, платформ, систем, защиты российского сектора цифровых технологий от недобросовестной конкуренции, монополизации, в том числе глобальных игроков.

– При этом мы не хотим зарегулировать отрасль таким образом, чтобы, допустим, «Яндекс» не потерял свои национальные преимущества перед тем же Google, – пояснил Антон Гетта. – Наши IT-компании, в том числе гиганты, ни в коем случае не должны потерять свои позиции на мировом рынке.

Сфера банкротства не случайно стала предметом особой экспертизы в Государственной Думе. Как рассказал Антон Гетта, тотальное банкротство и распродажа обычно происходят вне конкурентных процедур. Это категорически неправильно.

– Если уж предприятие пошло на ликвидацию, то процесс должен принести как можно больше денег: и государственным бюджетам, которые являются кредиторами по неоплаченным налогам, и коммерческим кредиторам. Хочется, чтобы закон «О финансовом оздоровлении и банкротстве» выполнял свою первую функцию, а не только вторую.

В рамках закона о банкротстве сейчас может работать большое количество профильных площадок. Есть разумное мнение, что их число должно быть ограничено в разумных пределах.

При Комитете Госдумы по конкуренции также действуют экспертные советы: «по развитию конкуренции в сфере ТЭК», «по рынку финансовых услуг», «по металлургии», «по торговле», «по фармацевтике».

Конкуренция как общественное призвание

– Следствием развития конкуренции является если не снижение цен, то, как минимум, не допущение их резкого роста, – поясняет Антон Гетта.  Мы все, являясь потребителями различных товаров, услуг, видим рост цен, монополизацию рынков, сговоры (не только на рынке нефтепродуктов, а даже на рынке детского питания). Цена не снижается, качество не контролируется. Мы добились через решение Президента выделения средств на бесплатное питание детей в начальной школе.  Но защита конкуренции по-прежнему нужна. Монопольные соглашения недобросовестных предпринимателей, в том числе с заказчиками в регионах, разделы рынка, есть не что иное, как попытка украсть даже эти небольшие средства (порядка 80 рублей на ребенка). Все это вместе с коллегами из ФАС России мы пресекаем не только на местах, но также стараемся системными решениями закрывать лазейки для антиконкурентных закупок.

Значительную помощь, по словам депутата, в этом оказывает Общероссийский народный фронт. Благодаря бдительности ОНФ совместно с ФАС были устранены нарушения на 315 млрд рублей в закупках. Почти полмиллиарда рублей – составила сумма оплаченных штрафов. Все это стало возможным благодаря неравнодушию активистов ОНФ в регионах и муниципалитетах. Важно, что эта работа построена через обращения, таким образом, чтобы не перегружать работу антимонопольных органов жалобами.

Общественный контроль за соблюдением конкурентных процедур особенно востребован в социально чувствительных областях закупок, поэтому Комитет Госдумы по конкуренции будет опираться на поддержку гражданских активистов и профильных отраслевых сообществ.

«Комитет Государственной Думы по защите конкуренции становится одной из основных площадок, куда будут сводиться законодательные предложения от ведущих отраслевых экспертов страны. Поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы  эта работа проводилась на постоянной основе, несмотря на ограничения», – подытожил  А. Гетта.

Автор: Андрей Троянский

Скопировать ссылку