Как протекционизм и квоты изменили 44-ФЗ?

Правоприменительная практика национального режима – новые правила, и нюансы законодательства

Политика импортозамещения становится все более весомым фактором реформы контрактной системы. Сейчас в парадигме национального режима развивается как правовая, так и техническая модель госзакупок. Минпромторг и Минэкономразвития стали оказывать больше влияния на конфигурацию закупочного законодательства. Оптимизационный 360-ФЗ будет разобран на детали в контексте политики технологического суверенитета и новых вызовов экономики 6-8 апреля на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в Сколково. С 1 января в правоприменительной практике появилось кое-что новое для заказчиков и поставщиков.  

В рамках 44 Федерального закона закупки достаточно строго регламентированы. Однако эксперты отмечают, что правовой механизм импортозамещения еще далек от совершенства, которые требуют дополнительного уточнения от Минпромторга.

Методика протекционизма в закупках претерпела ряд изменений. А с 1 февраля впервые требуется формировать отчеты о закупках квотированной продукции.

В 44-ФЗ предусмотрено три формата импортозамещения:

  • Запрет на закупку иностранных товаров (распространяется как на конкурентные закупки, так и на закупки у единственного поставщика).
  • Ограничение допуска иностранных товаров для конкурентных закупок (2-й лишний).
  • Условия допуска иностранных товаров для конкурентных закупок (ценовая преференция 15-20%). Если в аукционе выигрывает поставщик с иностранным товаром, то процент отнимается у него от цены.

Запреты применяются к любой закупке у единственного поставщика.

Следи за перечнем и кодировкой

Все импортозамещающие акты сформированы по общему принципу – применяются перечни продукции с кодами ОКПД2 и наименованиями товара.

С этой конкретизацией заказчик может встретиться в некоторых актах: 616 ПП, 617 ПП, 102 ПП. Если код попал в перечень, то заказчик обязан устанавливать импортозамещающий акт в извещении о проведении закупки. Либо применять их при заключении контракта с единственным поставщиком (если речь идет о запретах).

Страна происхождения – как подтвердить

Принципиальным критерием импортозамещения является «страна происхождения товара». Этот показатель необходимо подтвердить через соответствующий функционал ЕИС. Поскольку с 1 января 2022 года в Единой информационной системе закупок применяются единые унифицированные требования к составу заявки (ст.43 Закона №44-ФЗ). В законе четко прописано, что это наименование должно быть указано в соответствии с ОКСМ (по классификатору стран мира).

Аналогичная логика распространяется и на договор поставки товара. С оговоркой, что в случае, если договор заключается на выполнение работ или указание услуг, в рамках которых поставляется товар – то в отношение этого товара заказчик обязан установить требования в извещении.

В 2020 году Федеральная антимонопольная служба рекомендовала заказчикам принять во внимание термин «поставляемый товар». Было дано внятное определение: поставляемый товар – это тот товар, который передается заказчику по товарной накладной или акту передачи, поставляется на бухучет как основное средство и не является расходным материалом.

По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг НЕ ВПРАВЕ требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, если:

  1. Товар не передается по товарной накладной или акту передачи.
  2. Товар не принимается по бухгалтерскому учету заказчика (в соответствии с 402-ФЗ).
  3. Товаром являются строительные расходные материалы, моющие средства и т.п.

Важный нюанс: оператор электронной площадки возвращает заявку участнику закупки в том случае, если в извещении установлен запрет на допуск иностранных товаров, а участник предлагает к поставке иностранный товар (указал его на ЭП).

Подобная заявка не дойдет даже до комиссии заказчика. Иные форматы ограничений по импорту площадками в автоматическом режиме не фильтруются. Некоторые заказчики на старте подачи заявки на площадке «рисуют» РФ, а во внутренних документах скрывается Китай. В таких случаях возможно отклонение за недостоверные сведения.

Есть и более проблемные случаи – когда по факту поставляется продукция иного происхождения.

На это в правоприменительной практике есть четкий ответ: если хотя бы одна единица товара в составе заявки иностранная, значит вся заявка признается содержащей предложение об иностранном товаре.

Кроме номинального указания страны происхождения применяются и другие средства национальной идентификации. В состав заявки включаются: информация и документы, предусмотренные  нормативно-правовыми актами (НПА) по импортозамещению.

Для каждого НПА в рамках импортозамещения существует свой документ, подтверждающий страну:

  • декларация страны происхождения;
  • декларация номера реестровой записи в Реестре промышленных товаров;
  • заключение Минпромторга России;
  • СТ-1 и т.д.

Задача поставщиков, претендующих на контракт – предоставить затребованную документацию.

Важно! Нельзя смешивать в одной закупке товары из перечней по импортозамещению и товары, НЕ включенные в такие перечни.

Применительно к договорам на выполнение работ или оказание услуг с поставкой товара 616 постановление также актуально (с оговоркой, если это не расходный материал).

Отдельный НПА в парадигме импортозамещения – это ПП №1236 – запрет на допуск иностранного программного обеспечения (в том числе предустановленного) на материальных носителях и передаваемого по каналам связи. Избежать данного ограничения можно, если заказчик обоснует, зачем ему требуется иностранное ПО.

616 постановлением допускается обход  запрета  в двух случаях:

Если товар не производится на территории РФ (факт отсутствия российских аналогов должен быть подтвержден разрешением Минпромторга). Для получения разрешения должно быть подготовлено ТЗ на закупку, которое после получения разрешения менять запрещено.

Эксперты рекомендуют заказчикам закладывать не меньше месяца на получение разрешения. После получения разрешения от Минпромторга рекомендуется объявлять закупку ровно с тем же техзаданием. Иначе это будет рассматриваться как фальсификация.

Вторым основанием для отмены ограничений на импорт является цена. Если продукция попала в запретный перечень, но заказчик понимает, что единица этого товара стоит менее 300 тыс. рублей, и таких товаров по коду ОКПД2 вы намерены купить не меньше чем на 1 млн рублей внутри закупки.

Скопировать ссылку