Экономическое будущее России во многом зависит от ГОСЗАКАЗА!
Санкции против Сбера, ВТБ, Газпромбанка, ПСБ бьют прямой наводкой по российской индустриализации. РФ не сможет приобретать станки ЧПУ в Германии, Южной Корее и Японии, закрывать еще множество важных производственных процессов, связанных с лизингом и сервисом оборудования. Подсанкционным банкам запрещено конвертировать валюту в указанных странах.
Российские машиностроители стремительно перестраиваются на китайскую волну. В глобальной перспективе новые горизонты открываются в связи с переориентированием всей нашей финансовой системы на юань. Есть обнадеживающие новости о том, что юань станет нашей резервной валютой. Однако фабрики и заводы живут не в макроэкономике и деньги им нужны прямо сейчас. В этой связи промсектор ошарашен недавним решением ЦБ повысить ключевую ставку до 20%.
Ситуация без прикрас от Сергея Глазьева, члена Коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии:
– Коммерческие банки фактически в соответствии с инструкциями ЦБ прекратили кредитовать реальный сектор экономики (промышленность и сельское хозяйство) после увеличения Центробанком ключевой ставки до 20%, ставки по кредитам возросли до 28% и выше. Малому бизнесу вообще кредитов не дают. Проектное финансирование закрыто. Мы не смогли получить кредит на вторую очередь, даже при 200% залоге, плюс поручительстве МСП Корпорации и Гарантии Гарантийного фонда Московской области! Сбербанк развел руками и сказал, что у них теперь такой порядок. Падение курса рубля привело к тому, что цены на российское оборудование возросли разово на 15-20%, а на импортное оборудование и материалы в 2 раза. Хотя всего этого можно было бы избежать, если бы ЦБ снизил до 5% ключевую ставку, зафиксировал временно курс рубля, ввел обязательную 100% продажу валютной выручки и ввели расчеты для недружественных стран за российские энергоносители в рублях или других валютах кроме евро и доллара.
По словам эксперта, все это убивает уникальную ситуацию для российских производителей – подняться на фоне санкций и создать независимую экономику.
Арестованные в США активы ФНБ РФ равны двум годовым бюджетам РФ (!). Что резервы нашего ФНБ делали в Америке – это вопрос, требующий особого расследования. В прошлом году из России выведено более 100 млрд долларов капитала. Сейчас его вывоз решили слегка ограничить.
Промышленность обездвижена
ЦБ поднял ключевую ставку рефинансирования в банках до 20%. Это колоссальный удар по всей российской промышленности. Эффективная ставка по кредитам для предприятий при такой ставке не может опуститься ниже 24%. В переводе на житейский язык – это значит, что финансовая система отнимает у промсектора последние колоски. Чтобы обслуживать такой кредит, на производстве должна быть прибыль не ниже этой ставки. Такая прибыльность возможна на производстве кокаина, а в машиностроении или авиапроме это невероятно, – шутят руководители предприятий.
Обосновывая решение ЦБ поднять ключевую ставку, Эльвира Набиуллина сказала, что эта мера необходима для защиты сбережений граждан. При ближайшем фокусе выясняется, что в Российской Федерации число граждан, имеющих сбережения на депозитах составляет порядка 10%. Все остальные живут от зарплаты до зарплаты и терять им совершенно нечего.
Владимир Боглаев, директор Череповецкого литейно-механического завода:
– Мы этим решением ЦБ (если к нему не будут приняты какие-то оперативные дополнительные меры) в течение двух-трех месяцев положим всю промышленность России с высоким переделом. Может, сырьевики и останутся, но отрасли с высоким переделом будут уничтожены. Потеряем рабочие места и компетенции. При действующих нормативах кредитно-денежной системы российская промышленность будет уничтожена за год. Это вам подтвердит любой представитель промышленного производства. Знаю, что после решения ЦБ на крупных предприятиях, где работает по несколько тысяч человек и даже в крупных промышленных холдингах многие процессы оказались в ступоре. Непонятно, как дальше строить производственные цепочки (закупать материалы и комплектующие), по какой цене? Что будет через полгода, когда контракты надо будет исполнить? Индустриальный сектор полностью дезориентирован. А мы находимся в рынке… На протяжение двух лет из промышленности изымали оборотные средства (на фоне роста цен на сырье и материалы). На мой взгляд, это не что иное как проявление деструктивной и враждебной политики со стороны определенной части нашего финансового сообщества.
По словам специалиста, полумеры типа частичного ограничения на вывоз капитала – вопрос не решат. Необходимо принимать кардинальные решения по созданию мобилизационной экономики, хотя бы на какой-то промежуток времени. Чтобы выстоять, сохранить финансовую систему, технологии и производство.
Ни по одному из критически важных направлений машиностроения у РФ нет полной импортонезависимой цепочки производства. Это касается даже простейших видов машиностроения. Например, по спецмашиностроению даже Турция обогнала РФ по полноте и комплексности технологических цепочек (не говоря уже про другие развитые экономики).
В качестве экстренных мобилизационных мер специалист предлагает:
- Немедленное внедрение государственной монополии на внешнюю торговлю (отказ предприятиям самостоятельно заниматься внешнеторговыми операциями).
- Национализация промышленных предприятий – укрупнение активов государства в промсекторе.
- Переход к государственному планированию и гарантированному сбыту.
От политики импортозамещения к стратегии импортонезависимости
Еще одно предложение, сформулированное Советом Торгово-промышленной палаты по финансово-промышленной и инвестиционной политике РФ – это переход от политики импортозамещения к политике импортонезависимости. То есть не к замене отдельных звеньев производственной цепочки на свои, а к проектированию и строительству суверенной промышленной системы.
Для этого требуется экономика миссий mission economy. Плановое небанковское финансирование научно-индустриальных консорциумов прямо из государственного бюджета под гарантированный государственный заказ в горизонте 10-20 лет.
Откуда взять деньги для промышленности?
Теоретически – источником средств для промсектора может быть не только банковская система. Но и прямые, небанковские институты. За два года в РФ был создан альтернативный финансовый контур, основу которого составляют институты развития под крышей ВЭБ, Фонд развития промышленности и так называемые опорные банки корпораций: Промсвязьбанк, Газпромбанк, Новикомбанк, Евразийский банк развития ЕАБР. В перспективе перечисленные институты могут инвестировать в промышленность вне сложившейся рыночной практики. То есть выдавать льготные кредиты, ссуды на долгосрочных основаниях. Вне всяких сомнений их кредитно-инвестиционные инструменты должны быть расширены.
Помимо опорных банков и институтов развития у государства есть «тяжелая артиллерия» – это система казначейского сопровождения (КС), через которую также можно кредитовать промышленность в обход коммерческих банков напрямую из бюджета. Тогда вопрос дешевых денег и процентных ставок отпадет автоматически. Высокоразвитый функционал КС позволяет оперативно создать в системе специальное индустриальное направление. Предприятия перестанут быть заложниками частных кредиторов.
Обратим внимание на то, что это один из безотказных и безболезненных инструментов национализации предприятий. Все, кто желает получить кредит не под самоубийственные 25%, добро пожаловать под опеку государства в систему Электронный бюджет. Со льготными ставками или даже государственными ссудами (если, например, речь идет о критически важной наукоемкой продукции). Напомним, что с прошлого года в КС реализуется функционал офсетных контрактов (частные инвестиции в производство в обмен на долгосрочный гарантированный сбыт).
Небанковские поставщики платежных услуг
Парадокс, но в условиях санкционной войны источником денег для российских предприятий могут быть и иностранные инвестиции. Для этого необходимо волевое решение государства о легализации криптовалюты в России. Капитал не воюет против прибыли. Иностранные инвесторы с удовольствием пойдут в страну не в фиатных валютах, а в биткоинах и крипте. Никакие Соединенные штаты и ЕС не в силах регулировать эту ситуацию. Это новый трансграничный вариант привлечения денег.
Важно! Вопрос антикризисного финансирования промышленности будет одной из магистральных тем предстоящего XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в Сколково 6-8 апреля. Среди участников все ключевые лица суверенной финансовой системы страны: представители всех опорных банков корпораций, институтов развития, а также эксперты Федерального казначейства и Фонда развития промышленности. Экономическое будущее России во многом зависит от ГОСЗАКАЗА!
Автор: Андрей Троянский