IT поддержат госзаказом и нестандартными финансовыми решениями
Самое главное по итогам расширенного, интерактивного заседания IT-Комитета Госдумы о дальнейшем развитии цифровой отрасли в условиях санкций.
Совещание прошло под председательством главы ИТ-комитета Госдумы Александра Хинштейна. Обстановка в отрасли заставляет Минцифры принимать срочные меры реагирования сразу по нескольким стратегическим направлениям: 1. Реанимировать производственно-логистические цепочки компаний, завязанных на импорт. 2. Обеспечить приток денег в IT, в том числе стабильное финансирование уже начатых проектов. 3. Сдержать начавшийся отток кадров. 4. Стимулировать компании комплексом продуманных мер.
Многие крупные зарубежные вендоры заявили о приостановке импорта в РФ. Массово разрываются контракты с российскими разработчиками. Ожидается вторая волна оттока специалистов.
На портале Минцифры запущена форма обратной связи с отечественными компаниями, куда они могут обратиться за помощью и с предложениями. Приоритетные направления поддержки: налоги, гранты, кредиты, отсрочка от армии, помощь в госзакупках, упрощение импорта, продвижение и маркетинг...
Вопрос приоритетной важности – инвестиции и оборотный капитал. Минцифры предлагают на три года снизить налог на прибыль до нуля процентов, далее – 3%. Тарифы страховых взносов – до 7,6% для российских разработчиков и вендоров софта.
Все эксперты IT-Комитета сходятся в мысли, что финансирование отрасли самая трудноразрешимая задача. Предложенные льготные кредиты под 3% компаниям, которые готовы разрабатывать по перечню импортозамещения. Оборотные кредиты 11% на обеспечение текущей деятельности. И невозвратные кредиты на возмещение НДФЛ (ради сохранения рабочих мест).
К сожалению, эта идея пока существуют только на бумаге. Как их скоординировать с позицией ЦБ и реальной неприступной политикой банков на внутреннем рынке – еще очень большой вопрос.
По словам министра Максута Шадаева, предлагается проработать идею создания гарантийного фонда, чтобы банки охотнее кредитовали компании в IT. Интересно, что нематериальные активы компаний хотят использовать в качестве залоговой массы. Для работы такого фонда потребуется подключить корпорацию МСП и инструменты ВЭБа в расчете на то, что банки начнут выдавать кредиты под государственные гарантии. По словам М. Шадаева, при таком раскладе со стороны государства потребуются дополнительные расходы. Схему еще должен согласовать Минфин.
В новом Указе Минцифры сформулированы беспрецедентные меры поддержки отрасли. Что есть в пакете:
- Снизить ответственность за срыв сроков по госзаказу в сфере IT.
- Возможность гибкого изменения требований в рамках госконтрактов на разработку и модификацию ПО.
- Возможность перехода к рамочным контрактам с фиксированными ставками разработчиков.
- Возможность заключения госконтрактов без проведения конкурентных процедур на приобретение облачных сервисов
- Возможность введения дополнительных приоритетов для местных региональных компаний при размещении на региональном уровне.
- Обнуление таможенных пошлин для импортных комплектующих, упрощение сертификации импортного ПО.
- Отказ от необходимости получения подтверждения правообладателя производителя для ввоза оборудования.
- Упрощения оформления ввозных документов.
- Создание маркетплейса российского ПО.
- Софинансирование до 80% расходов на онлайн рекламу российских продуктов.
- Создание отраслевых и региональных центров компетенций.
- Освобождение от проверок IТ компаний до 2025 года. Налоговый и валютный контроль/
В ведомстве назвали самые уязвимые и импортозависимые от иностранного софта отрасли: специализированный софт (нефтегаз); инжиниринговые компании с решениями для добычи; инженерный софт.
Специально для «Цифровых Закупок» Максут Шадаев рассказал о трудностях IT-отрасли в контексте устройства контрактной системы и действующего законодательства о закупках:
– Мы считаем, что текущее законодательство о закупках в рамках 44-ФЗ не учитывает и не обеспечивает необходимой гибкости в разработке и сбыте ПО. Какой там agile, если у вас ТЗ как «высечено из камня» и его менять нельзя. Какая разработка ПО в таких условиях возможна? Контракт заключен, ТЗ приложено и все – шаг вправо, шаг влево – это фактически разрыв контракта, – отметил министр. – Мы даем такие предложения по реформе закупочного законодательства, которые бы позволили заказчикам разработчикам ПО в интересах госорганов определенную гибкость. В том числе и по поставке оборудования. Те санкции, которые предусмотрены за неисполнение контрактов в условиях перестройки всех логистических цепочек, выглядят не актуальными. Надо подумать – можем ли мы их смягчить или убрать на время. Иначе у нас никто не будет подписываться под контрактами на поставку.
Еще одна идея, прозвучавшая в Госдуме – переформатирование системы имущественных прав на интеллектуальную собственность в пользу национальных разработчиков. Мы также попросили Максута Шадаева высказаться по данному вопросу:
– Сейчас мы готовы ко всем предложениям, для того чтобы создать режим максимально комфортный и благоприятный, чтобы они работали и платили минимум налогов. Чтобы были не ограничены, и проверки их не касались, чтобы могли творить и продавать свои продукты по всему миру, – сказал Министр.
В Минцифры считают, что новые меры поддержки вступят в силу оперативно, даже с учетом юридических сложностей и неповоротливости законодательной машины.
– Это же большой объем законов, в которые нужно внести изменения – и Налоговый кодекс, и закон о закупках... Все мобилизованы – это будет происходить поэтапно: апрель-май акты будут приниматься законодательно, и на уровне правительства. Процедуру согласования никто не отменял, привычная бюрократическая работа, – прокомментировал Максут Шадаев.
Существенная мера поддержки российских разработчиков – это налоговый маневр. Ранее у этого инструмента были противники среди представителей финансового блока. Однако уже имеющаяся практика снижения налоговой нагрузки, вопреки всем ожиданиям показала, что государство наоборот приобретает, снимая нагрузку с IT-компаний. По данным Минцифры, после снижения налоговой планки дополнительные налоговые поступления от IT выросли на 80 млрд рублей.
В разы увеличится объем грантовой поддержки разработчикам пользовательских платформ и корпоративных решений. При этом предполагается несколько изменить стратегию доведения средств: акцент будет смещен с инфраструктурных программ – на адресную поддержку компаний по конкретным жизненно важным проектам.
Важный момент – снижение входного порога в программы с госучастием. В новом формате взаимодействия от разработчика требуется софинансирование только в объеме 20%. По словам Шадаева, будет максимально упрощен процесс подачи заявок на получение гранта по схеме: презентация – питчинг – сдача формального пакета документов.
По корпоративным решениям политика Минцифры станет более дружественной по отношению к консолидированным заказчикам (ведомство будет выявлять реальную потребность по отраслям). Важно чтобы заказчики деньги получали под конкретные проекты. Идея в том, чтобы отметить порочную практику создания проектов под абстрактного заказчика, которая приводит к большим издержкам, а в худшем случае к созданию невостребованных рынком систем. Впоследствии приходится искать, кому продать продукт.
Система грантовой поддержки должна покрывать все этапы жизненного цикла продукции, считает Максим Шадаев. Минцифры уже реализовал такой подход в виде практики финансирования стартапов. Деньги даются под создание реального прототипа, при минимальных требованиях по софинансированию. Есть условие, чтобы из этого прототипа выросло полноценное решение. Затем субсидируется спрос на это решение, поощряется его внедрение в производстве и бизнесе. Так, например, в прошлом году государство компенсировало бизнесу 50% стоимости отечественных IT-продуктов за их внедрение и практическое использование.
Автор: Андрей Троянский