Оптимизационный закон: первые результаты и перспективные планы

На пленарном заседании второго дня обсудили контр-санкционные механизмы закона о закупках.

Внесение оптимизационных изменений в российскую контрактную систему хронологически совпало с непростой экономической ситуацией и необходимостью решительных действий со стороны государства по линии национального режима в закупках. Принят пакет нормативных документов: «оптимизационный» ФЗ-360, «антисанкционный» ФЗ-46 и несколько десятков подзаконных актов.

Открывая дискуссию, заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров выделил несколько ключевых позитивных тенденции: Банковские гарантии по 223-ФЗ и 44-ФЗ будут выдаваться по единой форме, будет работать одинаковая совокупность банков. По словам Лаврова, это шаг навстречу малому и среднему бизнесу, представители которого давно просили реализовать такое решение. Вторая новация – это сокращение срока оплаты по контракту до 7 дней после подписания акта сдачи приемки. Также промышленность и бизнес приветствуют снижение входной  планки для офсетных контрактов до 100 млн рублей.

Впервые на законодательно уровне для 223-ФЗ появились контракты под ключ. У Минфина есть понимание, что сегодня риски ограничения конкуренции значительно менее опасны, чем риски расстыковки производственных цепочек. Реализовано около 40 проектов в рамках контрактов под ключ на федеральном уровне и реализуется несколько сотен на региональном. Подсанкционный заказчик рискует стать не очень желательным партнером в закупках. Поэтому принято решение перевести его деятельность в закрытый раздел Единой информационной системы закупок (ЕИС). При этом подчеркивается, что несмотря на скрытый статус, эта деятельность остается доступной для контроля со стороны уполномоченных органов (по аналогии с тем, как это организовано с закупками для силовых ведомств).

– Не надо расширять сферу применения практики закупок у единственного поставщика, – считает Алексей Лавров. – Все, что можно делать конкурентными способами должно остаться в прежней методике закупок. Базовые принципы должны работать и ослаблять их нужно только в самой критической ситуации. Нужно находить тонкий баланс между интересами заказчиков и поставщиков. Сейчас эта грань стала более ощутимой и менее формализованной, значит, теперь мы уже должны работать на второй производной в режиме тонкой донастройки.

Со стороны Федерального казначейства также ведется большая работа, в том числе, по адаптации 44-ФЗ к новому экономическому курсу страны.

– Казначейство реализует принятые пакеты поправок в рамках 360-ФЗ. Этот закон остается основополагающей новацией на ближайшие два года, – рассказала заместитель руководителя Федерального Казначейства Анна Катамадзе. – Все, что было сделано в рамках его реализации неизменно.

В то же время принято множество поручений по экстренной поддержке российской экономики, которые необходимо технически отразить в контрактной системе.

В случае если губернатор принимает решение осуществлять закупки у единственного поставщика (такое право предусмотрено новыми контр-санкционными мерами)  – то необходимо применять электронное актирование, подчеркивают в Казначействе. Еще одна новация: Правительство РФ может принимать решение о едпоставщике по своей процедуре без дополнительного поручения Президента. В этом есть объективная потребность из-за санкций и разрушения привычных логистических цепочек.

Начали действовать нормы о списании неустоек в отношение подрядчиков в том случае, если неисполнение контракта происходит из-за санкций.

По словам Анны Катамадзе, переход к электронному актированию существенно оздоровил взаимоотношения между поставщиками и заказчиками. – Мы раньше думали, что электронный акт будут неохотно применять монополисты, но оказалось, что это удобно для всех. Показатель – закупки на 300 млрд рублей у естественных монополий в сфере ЖКХ. Все проведено через электронное актирование.

Планы по запуску структурированного электронного контракта сдвигаются на один квартал до 01.07.2022. Среди первостепенных задач в Казначействе выделяют сокращения сроков платежей –Вторая проблема – усиление системы кибербезопасности ЕИС.

В ФАС России рассказали об изменении качества поступающих жалоб и вокруг Реестра недобросовестных поставщиков.

Ольга Горбачева, и.о. начальника управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, рассказала, что ведомству поступает вал обращений, связанный с ростом цен, невозможностью закупки компонентов и риска срыва сроков исполнения контракта.

Одновременно выделяется и другая тенденция: общее количество поступивших жалоб по сравнению с первым кварталом этого года резко снизилось благодаря автоматизации процедуры обжалования. Повысилось качество жалоб, их действительно подают профессиональные участники рынка, понимающие тонкости закона. Достаточно много жалоб, связанных с действиями операторов электронных площадок. Сказывается количество DDOS атак.

В этом контексте возрастает роль ГИС «Независимый регистратор». К сожалению, единицы поставщиков пользуются этим плагином. Хотя только через него можно предоставить юридически значимое доказательство, что действительно произошел сбой.

За последний месяц РНП стал работать по-другому, отмечают в ФАС. Ситуации в основном трактуются в пользу поставщика, в связи с появлением новых инструментов защиты прав поставщика. Появилась возможность заключения дополнительного соглашения, где оговариваются форс-мажорные рыночные факторы. Кроме того, появилась норма, позволяющая поставщикам избежать включения в РНП, если исполнение оказалось под угрозой срыва вследствие санкций.

Субъекты РФ тоже адаптируются к изменениям законодательства. В Москве развивается региональная платформа, появились сервисы поддержки поставщиков в критически важных отраслях импортозамещения, в том числе при помощи субсидий.

Об этих изменениях рассказал Иван Щербаков, руководитель Департамента г. Москвы по конкурентной политике.

Москва является крупнейшим субъектом РФ по сумме заключенных контрактов в 44-ФЗ  составляет 13%. Есть множество дополнительных решений региона, принятых в пользу бизнеса. В том числе и офсетные контракты. На Портале поставщиков Москвы работает более 200 тыс представителей МСП из 39 регионов страны.

У Москвы есть конструктивные предложения по совершенствованию 44-ФЗ.

Например, увеличение предельной цены закупки малого объема до 1 миллиона рублей. При этом годовой объем закупок на данных условиях может быть увеличен с 2 до 10 млн рублей или 20% от совокупного годового объема закупок.

От лица российских поставщиков выступила вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова:

– Мы ждем стабильных вариантов контрактации. Нужно перейти к режиму малой индустриализации. Необходимо, чтобы российское производство сначала появилось, потом его надо бросать в конкуренцию с иностранными поставщиками. По мнению эксперта, роль поставщиков недооценивается некоторыми региональными заказчиками.

Скопировать ссылку