Медицина как передовое направление в закупках: офсетные контракты, нормирование, умная приемка

8 апреля XVII Всероссийский Форум-выставки «ГОСЗАКАЗ» открылся обсуждением закупок в медицине. Отрасль, которая прежде считалась наиболее проблемной из-за специфического регулирования, теперь показывает отличные результаты по всем параметрам и обладает огромным потенциалом в свете актуальных запросов внутреннего рынка. Многие новации, реализованные в здравоохранении, рассматриваются как заслуживающие повторения во всех сферах экономики.

Здесь есть ответы на вопросы: как исключить из оборота некачественные и контрафактные материалы и оборудование; как настроить эффективную систему нормирования и ценообразования. Ценовое регулирование достаточно хорошо отстроено именно в медицине. Принято постановление по правилам описания объектов закупки. Минздрав и входящие в структуру министерства подведомственные органы закупок, наделены правом установления НМЦК контракта как по медизделиям, так и по лекарственным препаратам.

Общая сумма закупки лекарственных средств в прошлом году увеличилась на 24% и составила более 20 млрд рублей в ценах победителей. В 2022 году уже зафиксирован рост закупок продукции по госзаказу на 16,5%. Лишь 5 компаний-поставщиков лекарственных препаратов из 25 отпрошенных представителей отрасли столкнулись со сложностями в логистике из-за новых санкционных ограничений.

Модератор дискуссии, Елена Максимкина, директор ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Министерства здравоохранения Российской Федерации, рассказала, как цены производителей в Государственном реестре влияют на определение НМЦК. Есть возможность осуществлять более мягкую ценовую политику при помощи непрямого регулирования. Цены в здравоохранении приведены к обоснованному экономическому уровню.

Заказчики медотрасли отмечают, что 44-ФЗ не является препятствием для полноценной работы, однако им хотелось бы больше оптимизационных преференций в части скорости заключения контрактов в здравоохранении. Также отмечается, что приходится дробить контракты, чтобы препараты как можно быстрее попадали к пациентам.

Как пояснила Дарья Старых, заместитель начальника Управления контроля здравоохранения ФАС России, средняя цена предполагает ясный механизм, единую выборку данных и единый алгоритм расчета:

– Логика со средней ценой оптимальная и правильная. Рано или поздно она будет реализована в отрасли. Поскольку задача поставлена Президентом и Правительством РФ с 2016 года президента.

Сейчас методика средневзвешенных, референтных цен реализуется не в полную силу. Были попытки сделать ее обязательством заказчиков, но система пока технически не готова. Не хватает стандартизации (остается еще значительное влияние человеческого фактора, ручной ввод при введении данных).

Ответить на вызовы времени в отрасли медицинских закупок предполагают по трем оперативным направлениям:

  • Оптимизация процедур закупок которая идет по пути авансирования.
  • Расширение возможностей выбора единственного поставщика, в том числе для лекарственных препаратов, не имеющих отечественных аналогов. Поставки предполагается осуществлять из дружественных стран.
  • Определение ассортиментной доступности (создание фаст-треков для быстрой замены комплектующих, фармсубстанций). Ввоз лекарственных средств в незарегистрированной упаковке.

Глаголев Сергей Владимирович, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации:

– Сегодня мы не имеем данных о желании прекратить зарубежные поставки препаратов из списка ЖВНЛП. Министерство работает в тренде на поддержку отечественных производителей медтехники и фармпродукции. Подчеркну, что мы поступательно движемся от воспроизведения импортных аналогов уже к освоению более сложных технологий. У правительства существуют достаточные средства для авансирования лекарств и медизделий, которые оказались под угрозой санкций.

Также Глаголев отметил, что сбор и анализ потребностей остается для Минздрава достаточно сложным процессом, требует цифровизации сервисов. Многие потребности зависят от локальных особенностей экономики субъектов РФ.

Город Москва – крупнейший из потребителей отрасли. В столице создана отдельная структура Агентство по закупкам медотрасли. У такой организационно-правовой формы безусловно есть преимущества. Поэтому ее предлагается реализовать в других регионах страны.

  • Агентствопо закупкам (контрактная служба) — государственное учреждение, подведомственное Департаменту здравоохранения города Москвы, созданное для формирования, функционирования и развития контрактной системы государственных закупок и конкурентной среды, организации проведения и учета торгов в государственном здравоохранении города Москвы. Для удовлетворения потребности и обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения города Москвы, а также бесперебойного оказания медицинской помощи жителям города Москвы

Объем закупок Агентства в прошлом году составил 104 млрд рублей.

Юлия Антипова, заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы рассказала о работе Агентства.

– Администрируется около 42 тыс процедур в год. Это не только организация для проведения процедур торгов. 44-ФЗ это чисто процедурный документ: но, как правило, проблемы лежат вне процедурной части. Мы отказались от услуг всех коммерческих специализированных организаций с 2015 года. Агентство проводит все закупки по лекарственным препаратам, специализированному оборудованию. Есть отдел, который занимается анализом корпоративных закупок, помогает больницам и другим учреждениям здравоохранения избежать технических ошибок.

Кроме того, по словам Антиповой форма Агентства позволяет делать товарные запасы по лекарствам и расходному оборудованию до конца года.

Москвой опытным путем были определены и реализованы две перспективные формы закупок. Это КЖЦ (контракты жизненного цикла) и офсетные контракты.

КЖЦ Москвой применяются с 2019 года, систему здравоохранения столицы в данный момент обслуживает огромное количество законтрактованной спецтехники. Оплата производится только в том случае, если оборудование работает. Это десятилетние контракты. Характерный пример эффективности КЖЦ — компьютерный томограф починили за два дня. При реализации контрактов жизненного цикла принципиально важен правильно отстроенный механизм приемки. Городом организована профессиональная независимая приемка закупаемой продукции подготовленными специалистами.

Лекарства и расходные материалы Москва закупает по офсетным контрактам. Благодаря офсетам в Москве заработало несколько заводов с новыми производственными линиями. Один из них с Московским эндокринным заводом.  В рамках офсетной практики также применяется механизм профессиональной экспертизы и приемки. А также ноу-хау под названием «Предварительная апробация» — особенно актуальный для расходных медицинских материалов. Здесь уже есть импортозамещение, причем врачи и пациенты сигнализируют, что российские аналоги оказались лучше иностранных.

Участники дискуссии отметили, что очень ждут обещанных правительством изменений законодательства в части снижения входной планки по офсетам до 100 млн рублей. К этому инструменту должен быть обеспечен доступ в том числе и для бюджетных учреждений. Расходные материалы закупаются ими через систему ОМС. Офсеты это инвестиции, рабочие места, налоговые доходы.

В целом практика Москвы в медицинских закупках настоятельно рекомендована другим регионам в качестве эталонной. По сути речь идет о локализации поставщиков в регионе, для закупки продуктов с конкретными, заранее известными параметрами качества, которые задает потребитель. Направление независимой экспертизы и умной приемки является приоритетным не только для медицины. Этот опыт заслуживает повторения и в других отраслях.

Скопировать ссылку