Промышленный софт – проблемы русификации

IT-отрасли помогают идти в ногу с индустриальным сектором за счет системы добровольно-принудительных правил

Многие иностранные разработчики покинули российский рынок, объявив о прекращении поддержки своих программных продуктов. Переход на российские решения начался уже достаточно давно, поэтому для системы управления госорганов и госкомпаний это не стало сюрпризом. О средствах развития отрасли в условиях санкций говорили участники XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». 

Для промышленности правительством в 2021 году была разработана дорожная карта новых производственных технологий и цифровизации процессов на основе российского софта. Проблема в том, что 223-ФЗ, по которому преимущественно работают предприятия, не позволяет применить директивные способы внедрения российского ПО.

Среди первоочередных решений на этом поприще планируется кратно увеличить инвестиции в создание и внедрение российского промышленного софта: гранты, кредиты на льготных условиях, как по линии Минпромторга, так и по линии Минцифры.

Также планируется сформировать сеть консорциумов по каждому классу ПО (а их в индустриальном секторе порядка 20 штук); из расчета не менее одного консорциума на класс. Таким образом, разработчики софта смогут напрямую взаимодействовать с заказчиками, заниматься доработкой и адаптацией. Так по САПРу (Система Автоматизации Проектных Работ) тяжелого класса появится несколько консорциумов, с несколькими заказчиками и разработчиками. Практически по всем востребованным системам ПО существуют российские аналоги разной степени готовности.

Напомним, согласно закону, который недавно подписал Президент, к 1 января 2025 года необходимо полностью прекратить использование зарубежного ПО.

Илья Массух, генеральный директор АНО «Центр компетенций»:

– Подчеркну, что первый раз, когда Президентом и Правительством РФ ставится задача по полному прекращению использования иностранного софта. До этого мы жили в парадигме запретов национального режима: запрета закупок, создания новых систем на основе зарубежного ПО.

Объективным способом совершить такой переход без ущерба для производственных процессов, которые уже идут на зарубежном софте,  является параллельное внедрение. Когда продукт разрабатывается в зарубежном ПО, а параллельно запускается трек на использование российского программного аналога. Только так можно получить софт сопоставимого качества и функционала. Процесс потребует определенных финансовых затрат. Государство закладывает специальные субсидии на параллельное проектирование на российских решениях.

В чью пользу интеллектуальная собственность?

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак предложил создать автономную систему координат в сфере интеллектуальной собственности для разработчиков софта. Он привел в пример опыт КНР, где своеобразно отнеслись к американскому авторскому праву на IT-разработки. Если правовая конъюнктура, изначально настроенная на защиту западных интересов, сдерживает наше развитие, от нее необходимо отказаться. Возникает парадоксальная ситуация, в которой многие отечественные компании продолжают пользоваться иностранным софтом вне действующего российского законодательства, которое не успели скорректировать должным образом после введения санкций.

«IT – это мозг. И если в этом мозге куются решения, которые путем существующей системы легитимизации интеллектуальной собственности становятся не нашими, то есть смысл пересмотреть», – отметил Василий Шпак.

Переориентация российских заказчиков на отечественные решения уже началась, но они испытывают определенные трудности. Вариантов приобрести зарубежный софт у заказчиков стало меньше, однако не исключено, что санкции вовсе не станут препятствием для сохранения теневой зависимости российских компаний от иностранных IT-гигантов. Некоторые российские корпорации достаточно много инвестировали в зарубежный софт, поэтому психологически не готовы отказаться от его использования.

Случаи лжеимпортозамещения будут выявлять и пресекать

Об этом на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» рассказал Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции:

– Даже после того, как Президент сказал, что в критической информационной инфраструктуре нужно переходить на отечественный софт, делать все для безопасности страны, эту задачу отдельные представители рынка саботировали. Экспертный совет Комитета по защите конкуренции начал отслеживать и выявлять технические задания российских заказчиков, которые закупают иностранное программное обеспечение под видом отечественного. Этот мониторинг уже запущен. В работе также принимают участие  Комитет по информационной политике, коллеги из Правительства РФ. Будем с Генеральной прокуратурой и ФАС России этому всячески препятствовать, ведь речь идет не просто об экономике, а еще и о безопасности страны. Эту работу мы намерены вести публично.

В 2021 году, по поручению первого заместителя Председателя Правительства РФ  Андрея Белоусова, было принято решение о создании мультисервисной модульной промышленной платформы (ММПП), которая позволит предлагать индустриальному сектору эффективные решения, в том числе на основе Open-Source. Предполагается, что платформа будет работать одновременно и как маркетплейс российских решений, и как Навигатор всех существующих финансовых мер поддержки (гранты, субсидии, налоговые льготы, доступные в конкретный момент конкретному заказчику).

У ММПП появилось определение – это «облачный IТ-продукт с платформенный логикой для обеспечения российских предприятий передовыми решениями отечественного производства».

Павел Христенко генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности»:

– Далеко не каждый руководитель предприятия может принять однозначное решение: какой конкретно программный продукт надо внедрять. Поэтому ММПП не просто дает доступ к витрине промышленных решений, а отвечает на вопрос –  как составить стэк ПО, позволяющий обслуживать конкретный производственный процесс (заменить условный SAP). Прежде всего, мы создаем базу знаний. Если предприятию необходимо получить исчерпывающую информацию по цифровому переходу из одного квалифицированного источника, в том числе по среднему и тяжелому обеспечению, то можно обратиться к сервису ММПП.  Если необходимо провести самооценку в сравнении с предприятиями схожего типа, мы предоставим такой сервис как бенчмаркинг.  На основе уже известных ГИСов, информационных систем, позволит каждому предприятию увидеть объективный сценарий собственного цифрового развития.

Самой сложной частью цифрового промышленного перехода является написание удобоваримого технического задания. ТЗ должно коррелироваться с теми бизнес-процессами, которые реализованы на предприятии. Это максимально трудоемкий процесс, который некоторые представители профессионального сообщества даже предлагали отдать на аутсорс внешним специалистам, по аналогии со строительной отраслью. Как рассказал Павел Христенко, на базе ММПП государство попробует реализовать такой функционал разработки ТЗ в виде сервиса. Часть его функций будет автоматизирована.

В чем поможет Модульная мультисервисная промышленная платформа:

  • Сформулировать потребность предприятия по внедрению сервисов в тех бизнес-процессах, где есть возможности роста, путем диагностики предприятия.
  • Составить предложения по сервисам и программному обеспечению.
  • Составить план внедрения и систему показателей эффективности внедрения.
  • Обучить сотрудников и руководителей предприятий как самим новым технологиям, так и методам формирования центров компетенций внутри организации.
  • Контролировать эффективность процесса внедрения.

В полном объеме мультисервисную платформу планируется запустить уже к маю по адресу https://эффективность.рф/.

Принципиальное отличие ММПП от многочисленных коммерческих интеграторов и вендоров, предлагающих похожие услуги на российском рынке,  состоит в том, что у разработчика площадки нет прямой коммерческой выгоды от внедрения типовых решений и сервисов. Первостепенная цель – помочь предприятиям оценить себя, выявить, где есть проблемные участки, выбрать соответствующий российский софт и определиться с актуальными инструментами поддержки из госбюджета и государственных фондов. ММПП равноудалена от всех участников процесса, что гарантирует предприятиям объективность и бесплатную возможность пользоваться аналитическими сервисами. Примечательно, что платформа запущена за счет средств нацпроекта «Производительность труда».

Скопировать ссылку