Кредитные стимулы и понятный сбыт – чтобы бизнес шел в закупки Рецепты развития предпринимательства от Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»
Около 60% контрактов крупных государственных и корпоративных заказчиков с МСП в России завязаны на импорт. Это сказалось на самочувствии предпринимательства в условиях санкций. Произошли разрывы в логистических цепочках, изменилась финансовая конъюнктура рынка. Многие компании, которые участвовали в госзакупках или в субподрядных проектах оказались под угрозой разрыва своих договоров или их ликвидации. Кроме сиюминутных мер, позволяющих сохранить поставки, должны быть и стратегические – позволяющие сохранить МСП в структуре российской экономики в принципе, как явление.
Набор оперативных решений по поддержке бизнеса был выработан при участии крупнейшего отраслевого объединения предпринимателей «ОПОРА РОССИИ».
В начале весны Правительство РФ приняло большую часть предложенных ими инициатив:
- сокращение сроков оплаты по контрактам с МСП до семи дней в рамках 44-ФЗ;
- бизнесу, который не справляется с исполнением госконтрактов в условиях санкций, дали возможность менять существенные условия договоров (вплоть до отказа от исполнения договора), если невозможность его исполнения возникла под санкционным давлением;
- внесение щадящих изменений в правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков;
- отвязка стоимости контракта от валютной зависимости.
Новосибирское отделение «ОПОРЫ РОССИИ» представило на Форуме опыт практического вовлечения предпринимателей в госзакупки: цифровую программу консультативной и образовательной помощи с привлечением федеральной инновационной площадки «Академия Контрактных Отношений».
В Комитете по энергоэффективности «ОПОРЫ РОССИИ» считают, что для раскрытия потенциала МСП в государственных закупках мало только финансовых стимулов. Прежде всего, нужно дать возможность оценить потребность физических объемов государства в конкретных видах продукции. Когда будут понятны эти задачи, начнет появляться рынок предложений. Приток денег должен происходить под этот рынок. Пока в системе закупок вырисовывается только два инструмента, подходящих под эту цель – это офсетные контракты и биржа импортозамещения на платформе ГИС «Промышленность».
Сурен Варданян, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты (Специальная сессия Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» «Развиваем бизнес для участия в закупках: новые возможности для малых предпринимателей»):
– Многие комплектующие и компоненты производятся в России. Вопрос в том, почему до сих пор они не получили своей доли на внутреннем рынке? Теперь мы стараемся делать своего рода «стыковки» между компаниями в регионах для поиска российских аналогов. Например, начали с замены оборудования для хлебопекарен. Провели межрегиональную сессию, которая показала, что порядка 10 субъектов РФ производят оборудование ничуть не хуже зарубежного. Аналогичная практика применяется по отношению к медоборудованию, микроэлектронике, лазерным технологиям, технологиям хранения. Поиск альтернативных решений по уже заключенным контрактам заставляет компании взаимодействовать в кооперационных проектах.
Также в Московской торгово-промышленной палате сообщили о любопытной практике взаиморасчетов в национальных валютах. Есть работа в юанях, отрабатывается технология расчетов в рупиях. Кроме того, на базе Евразийского банка разрабатывается универсальный платежный инструмент, который позволит оплачивать сделки в национальных валютах.
Рынок постепенно трансформируется, к сожалению, это отражается на цене товара. Здесь очень важны инициативы, связанные с изменением расчетов по госконтрактам; с изменением системы оценки и возможности отвязки от цены, указанной в долларовом эквиваленте.
Оборотные средства и кредитные стимулы
Согласно индексу RSBI (ежемесячное исследование настроений малого и среднего бизнеса, организованное ПСБ совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» и исследовательским агентством Magram Market Research) на текущий момент порядка 20% предпринимателей МСП вовлечены в госзаказ. Учитывая массу государственных стимулов, льгот и мер поддержки, адресованных бизнесу – это довольно скромная цифра.
Кирилл Тихонов, вице-президент, заместитель руководителя блока СМБ — Директор департамента продуктов и технологий ПАО «Промсвязьбанк»:
– Мы видим, что порядка 35% предпринимателей считают, что участие в госзаказе не прозрачно и сложно с точки зрения бюрократических процедур. Они уверены, что в большинстве случаев итоги торгов уже предрешены, поэтому скептически относятся к участию в госзакупках. Однако это достаточно компетентная аудитория, которую нельзя оставлять за бортом, с которой надо продолжать работать. Заниматься обучением, передачей опыта и созданием инструментов финансирования.
По словам эксперта, многие предприниматели, даже если могут правильно заполнить документацию для участия в госзакупках, не понимают логику работы в государственном заказе. Одна из причин в том, что представители МСП не получают обратной связи; не понимают, почему они проиграли. Зачастую весь опыт ограничивается такой однократной неудачей в торгах. Поэтому в ПСБ предлагают установить KPI для госзаказчиков и госкорпораций в части сопровождения и обучения бизнеса.
– У нас есть положительный опыт применения такой стратегии в рамках гособоронзаказа. Предприятия заинтересованы в том, чтобы у них была надежная производственная цепочка, так называемая «юбка кооперации». Поэтому они хотят, чтобы их поставщики, подрядчики и субподрядчики были компетентны. В гражданском сегменте необходимо применять ту же систему мотивации, – считает Кирилл Тихонов.
У бизнеса из-за санкций возникают проблемы с ликвидностью. Существенно изменилась схема расчетов. Все перешли на работу по предоплате, компании полностью уходят от отсрочек, либо стараются максимально минимизировать отсрочку. Поэтому первостепенное значение приобретают инструменты пополнения оборотного капитала.
Коммерческая банковская система с такой задачей не справляется: даже несмотря на формальное снижение ключевой ставки ЦБ.
Центральный банк запустил ряд специализированных программ, в рамках которых банки получили возможность финансировать малый и средний бизнес по ставкам не выше 13,5% и 15% . Плюс ко всему было принято важное решение увеличить границы до 50 млн при оценке предприятий в рамках собственных рейтинговых моделей. На практике это значит, что банк принимает решение о выделении кредита без каких-либо документов от заемщика: на основании рейтинга благонадежности. Все это хорошие сигналы для экономики, однако без дополнительных механизмов субсидирования со стороны государства, коммерческие кредиты все равно остаются неподъемными для большинства участников закупок.
– Есть интересные госпрограммы для бизнеса и банков, но бюджет по ним, на наш взгляд, пока недостаточен. Например, есть замечательная программа 1764 от Минэкономразвития*. На наш взгляд – это один из лучших инструментов, который перекрывает практически все вопросы по кредитованию МСП. Ее необходимо расширить и масштабировать, – пояснил Кирилл Тихонов.
- *Минэкономразвития России совместно с АО «Корпорацией «МСП» разработана программа льготного кредитования «1764» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764) предполагает субсидирования банков, кредитующих малый и средний бизнес на льготных условиях — под 7% годовых. Промсвязьбанк выдает рекордные кредитные портфели по данной программе: за 2021 год выдан 21 млрд рублей. В текущем году ПСБ планирует увеличить эту планку. Программа распространяется также на онлайн-кредитование для микросегмента МСП с займами до 10 млн рублей.
Нестандартные механизмы кооперации
Военно-промышленная комиссия РФ выступила с целевым проектом кооперации предприятий ОПК с малым бизнесом. В недрах Промсвязьбанка созрел специализированный проект под названием «Финансово-промышленный интегратор». Он позволяет координировать проекты бизнеса, подключая их к производственным мощностям (станочному парку, квалифицированным инженерным и рабочим кадрам) оборонного комплекса.
В ручном режиме при содействии Промсвязьбанка уже реализовано несколько таких кейсов. ПСБ предлагает масштабировать эту практику на всю страну, поставив ее на системную основу. В то же время малому бизнесу предлагается пользоваться ресурсом ПСБ как навигатором.
Александр Жемякин, председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга призвал бизнес пользоваться электронными магазинами как инструментом раскрытия «черного ящика госзакупок». По его словам, электронный магазин, грубо говоря, действует по принципу биржи. Заказчик выходит со своей потребностью, которую пытаются восполнить потенциальные поставщики. Причем, критерий низкой цены не является здесь приоритетным.
Также эксперт раскрыл перспективное техническое ноу-хау электронного магазина Северной столицы: тот, кто не победил в торгах, получает извещение «почему он не победил». Для предпринимателей – это становится, в своем роде, школой молодого бойца, при том, что рынок СПБ – это 13,5 млрд. База закупок у МСП постоянно растет. – Следующий этап для развития закупок у МСП – это котировки. Очень интересный инструмент, который стал гораздо проще, – подчеркнул Александр Жемякин.
Автор: Андрей Троянский