Офсетные контракты изменят экономику регионов

Вице-премьер Юрий Борисов подписал Поручение по итогам крупнейшего публичного мероприятия в сфере закупок – XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Одна из задач связана с массовым внедрением в субъектах РФ практики офсетных контрактов: то есть, контрактов со встречными обязательствами.

Государственный заказчик гарантирует российской компании сбыт определенного вида продукции по фиксированной цене на десятилетний период – а в обмен поставщик обязуется инвестировать в инфраструктуру, модернизировать старое или построить новое производство. Входной порог в офсетные контракты будет снижен до 100 млн рублей (вместо 1 млрд, как было ранее). Это сделает их доступными для среднего производственного бизнеса, – то есть для самой экономически мобильной группы в регионе, которая создает налоги и рабочие места. Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

А еще, офсетный контракт выглядит как идеальный инструмент импортозамещения – поскольку позволяет создавать продукты с заданными техническими параметрами и нормированной себестоимостью. Это критически важно для любой наукоемкой продукции, потому что, только понимание этих ориентировочных данных позволяет включить в смету расходы на НИОКР.

Массовое применение офсетных контрактов может существенно изменить отношение к составлению технических заданий и саму логику работы с ТЗ со стороны государственных заказчиков. Этот формат заставит учесть сотни нюансов, важных именно для внутреннего (и полигонального по своей сути) рынка. Также изменится отношение к качеству поставляемой продукции, к ее экспертизе. Это уже хорошо заметно по тем офсетным контрактам, которые заключила и применяет Москва.

Офсетные контракты — это новое измерение хозяйственной деятельности, в котором акценты смещены с ценового снижения на другие критерии эффективности закупки:

  • На ее целесообразность (насколько эффективно применяется поставленное оборудование, продукция). Приносит ли пользу конечному потребителю?
  • На соотношение цена-качество (эксплуатационные характеристики и жизненный цикл продукции). Вполне логичным в таком контексте становится нормирование бюджетных затрат.
  • На возможности сервисного обслуживания и связанные с этим финансовые особенности контракта (например, различные варианты лизинга).

Все перечисленное совершенно естественным образом внедряется в работу региональных заказчиков и местных уполномоченных органов закупок. Заставляет заниматься стратегическим планированием, а значит и промышленной стандартизацией, и нормированием; искать оптимальный баланс в ценообразовании; думать о рентабельности проекта на десять шагов вперед; договариваться о качестве. Причем, обе стороны контракта делают это осмысленно и сообща, а не по-отдельности, как это происходит в «слепой» рыночной системе координат, где каждый преследует частные цели. Возникает, в своем роде, система сдержек и противовесов, где обе стороны контракта страхуют друг друга, на основании конструктивного долгосрочного договора. Опыт Москвы, связанный с офсетными закупками лекарств и медоборудования показывает, что гораздо больше внимания уделяется вопросам качества и сервиса. В обиходе заказчика и поставщика возникает такое постоянное явление как экспертиза.  К примеру, в столице в рамках офсетных контрактов применяется ноу-хау под названием «Предварительная апробация». Это особенно полезный опыт для расходных медицинских материалов, и для импортозамещаемой продукции. Конечные потребители сигнализируют, что российские аналоги оказались лучше (или хуже) иностранных.

Вместе с тем, практика применения офсетных контрактов остается пока малоизученной и в ней есть интересные белые места. Например, пока не очень понятно, в какой степени допустимо «редактировать» требования к выпускаемой продукции в процессе исполнения контракта? К примеру, если у заказчика возникнет такая объективная необходимость,  а у производителя физически будет такая возможность….

Новые условия конкуренции

Особая правовая коллизия касается вопросов конкуренции на региональных рынках.

В ходе специальной сессии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», на которой Минфин, ФАС и Федеральное казначейство отвечали на острые вопросы аудитории, была поднята тема потенциального ограничения конкуренции в связи с распространением офсетных контрактов.

Поступило предложение ограничить сферу применения офсетных контрактов только категорией высокотехнологичной продукции, определив некий перечень товаров такого типа. С тем, чтобы не допустить формирования на территории региона единственных поставщиков, аффилированных с региональными заказчиками, и не ограничить межсубъектовую конкуренцию.

Речь идет о простейших видах производства. Чтобы условный производитель скамеек в рамках офсетного контракта не мог забрать под себя весь рынок региона.

Регулятор отвечает, что для предотвращения подобных, картельных по своей сути, факторов, законодатели специально предусмотрели инструментарии офсетных контрактов возможность сотрудничества между субъектами РФ в рамках одного контракта.

– Предприятие может быть построено по контракту в одном регионе, а поставки продукции по контракту – осуществляться в другом, – пояснил Дмитрий Готовцев, заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России. –  Ограничивать сферу применения офсетов только высокотехнологичной продукцией, на наш взгляд, не требуется. Тем более, что сам критерий достаточно сложный. Когда-то Минпромторг определял продукцию как «высокотехнологичную», если она проходила три стадии обработки. Но таким образом, под это определение попадали даже консервы.

Также в Минфине напомнили, что в ходе работы над законопроектом об офсетных контрактах  настояли на ограничении закупки у инвестора на уровне 30% от общего объема производства. Это было сделано именно ради сохранения конкуренции в госзаказе.

Говоря о применении офсетных контрактах в регионах, просто невозможно не учитывать фактор полигональности местных рынков.

Совершенно очевидно, что по любым серьезным наукоемким заказам (а таких большинство в рамках импортозамещения) на уровне субъекта РФ и даже географической группы субъектов,  количество потенциальных исполнителей физически не может превысить 1,5 претендентов на контракт. Поэтому игры в конкуренцию в промышленном госзаказе абсолютно бессмысленны и даже расточительны.

Гораздо более значимую роль в таком случае играет выстраивание кооперационных цепочек в границах субподрядных отношений.

А вот, за конкуренцию в субподряде стоило бы побороться (условно говоря, за право поставлять какую-нибудь гайку или педаль в составе большого офсетного контракта).  Но сожалению, российское законодательство о закупках никак не регламентирует субконтрактацию, оставляя ее полностью на откуп исполнителю.

В стране нет закона о субподряде. У государства нет возможности не то что влиять, но даже просто видеть и прослеживать эти хозяйственные взаимоотношения. На практике это зачастую приводит к издержкам, к экономии на качестве в рамках исполнения государственного заказа, а иногда – даже к срыву контрактов и провалу нацпроектов.

В ходе той же открытой дискуссии на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» Цифровые Закупки подняли вопрос  хотя бы о минимальной регламентации субподрядных отношений в законодательстве. А в идеале – о переносе в гражданские закупки уже готовой рабочей схемы гособоронзаказа, где субконтрактация идеально расписана по ролям и сферам ответственности. Где внятно определены роли головного исполнителя, субподрядчиков первого, второго уровней…  На что получили ответ, что регулятор не видит смысла в таком шаге.

Учитывая, что практика офсетов, централизованных закупок,  концессии, СПИКи, а еще расширенные полномочия заключения контрактов с единственным поставщиком, – прочно и надолго приходят в регионы России, мы позволим себе не согласиться с таким подходом.

На наш взгляд, достижения конкурентного права, над которыми так усердно бились адепты рыночного курса, вполне могут пригодиться национальной экономике. построенной на новых принципах – если применить их на уровне субподряда. Но, чтобы они действительно пригодились, эти достижения должны стать правилами. А правилами они могут стать только в составе специального закона о субконтрактации.

Эту идею поддерживают и крупные эксперты в сфере закупок. В пользу такого закона в интервью ЦЗ высказался завкафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев:

– Специальный закон о субконтрактации нужен, общих норм ГК о субподряде здесь явно недостаточно. И нормы Закона о защите конкуренции также нуждаются в изменении, – Одна из причин экономического  успеха той же Японии или  Германии – развитая система  субконтрактации в этих странах, особенно в сфере машиностроения, – отметил Тенишев.

В рамках исполнения Поручения Юрия Борисова, работа над правоприменительной практикой офсетных контрактов продолжится. Вести ее вице-премьер поручил, в том числе и Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам. Будем анализировать новый инструмент развития экономики вместе с Гильдией.

Скопировать ссылку