«Приоритетный импорт» взбодрят дешевыми кредитами. А что со льготными кредитами на импортозамещение?
Минпромторг предложил использовать льготные кредиты для закупки импортной продукции в критически важных отраслях. Стоимость займов по программе составит 30% от ключевой ставки плюс 3 процентных пункта. Милость кредитора падет на приоритетные товары для промсектора и АПК. Банки, конечно же, не останутся в обиде. Им на компенсацию потерь выделят субсидии в размере 70% от ключевой ставки.
Такой кредитной лояльности могла бы позавидовать российская промышленность и средний производственный бизнес, которые буквально прозябают в условиях жесткого финансового голода. Большинство отечественных производителей продукции с высокой добавленной стоимостью не имеет доступа к адекватным банковским продуктам из-за драконовских условий кредиторов и неподъемной процентной ставки. Далеко не все способны участвовать в программах ФРП из-за отсутствия доли привлеченных инвестиций.
К сожалению, пока не ясно, насколько жестко будут регулироваться предлагаемые Минпромторгом импортные кредиты? Будет ли опубликован специальный перечень приоритетной импортной продукции? Или, может быть, появятся какие-то критерии, позволяющие относить ее к приоритетной?
Понятно, что мера вынужденная и обусловлена паникой возникновения дефицита в тех отраслях, которые сильно зависят от импорта. Однако, есть резонные опасения, что «параллельная реальность» заставит госзаказчиков и корпорации легко забыть обо всех ранее озвученных планах импортозамещения. Где гарантии, что после удовлетворения потребности заказчика импортной продукцией, кто-то будет всерьез заниматься строительством автономных производственных цепочек или освоением суверенных технологий?
Любой созидательный процесс априори гораздо труднее, чем решение по-быстрому и без последствий закупиться в параллельном супермаркете.
В реальной экономике организатор и инициатор процессов несет ответственность, рискует своими инвестициями, вынужден строить сложную кооперацию с государством, разбираться в нормативной базе, которой может не хватать (или вообще не быть).
В виртуальной параллельной экономике такие проблемы сведены к минимуму. Нулевая ответственность, льготы, хорошая прибыльность. Да кто вообще захочет после такого марать руки об индустриализацию? Или рисковать, связываясь с наукоемкими процессами?
Искушение сыграть в параллельную а, по сути, имитационную экономику грозит не только заказчикам. Для банковской системы – это карт-бланш на дальнейший игнор нужд отечественной промышленности. Появляется новый источник спекулятивной прибыли, значит можно не заниматься реальным производственным бизнесом.
Более того, в случае бесконтрольного параллельного импорта есть угроза, что будут свернуты уже созданные заделы, особенно в тех областях, где технология была частично российской, подразумевала кооперацию с поставщиками иностранных комплектующих. Например, в микроэлектронике где использовались тайваньские процессоры на отечественной архитектуре; или в станкостроении, где под видом условно-китайской локализации, применялись европейские ЧПУ. Было бы абсолютно правильным если бы Минпромторг направил льготные импортные кредиты именно в такие отрасли. Чтобы эти деньги использовались адресно: а) на восполнение недостающих санкционных компонентов; б) на их оперативную замену российскими и китайскими аналогами.
Дозированный импорт и промышленная кооперация
Параллельный импорт в России должен быть строго дозирован. Такая идея озвучивалась многими экспертами на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который прошел в апреле с проблематикой развития российской промышленности в условиях санкций.
О том, что бесконтрольного потока параллельного импорта не будет, Цифровым Закупкам на Форуме рассказал замминистра промышленности и торговли Алексей Ученов. Он подчеркнул, что параллельный импорт – это «точечные решения», и что они будут приниматься правительством взвешенно.
Сергей Бабурин, заместитель председателя правления отраслевой ассоциации «НАРПЭ» на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»:
– В условиях санкций двери параллельного импорта нужно открывать под контролем Минпромторга, чтобы задел, накопленный отечественными производителями микроэлектроники не был уничтожен. Необходимо точечно работать по каждой группе продукции, закупки которой регулируются Поставлением 719. Особое внимание следует уделить формулировке: что именно считать российской продукцией? Так, применительно к микроэлектронике, скорее всего, необходимо ввести двухуровневую систему с учетом используемого процессора.
Как рассказал эксперт, абсолютно все координатно-измерительные машины, которые применяются в России при проведении высокоточных измерений на промышленных предприятиях, – это продукция американских, немецких, японских производителей. С учетом санкций – здесь одна из первых групп по уязвимости поставок. А чтобы оперативно наладить производство собственных аналогов потребуется серьезная настройка цепочки взаимодействий по линии: бизнес – государственные предприятия изготовители – отраслевая организация (консорциум).
Именно консорциум выступает как институт разработки и корректировки нормативно-правовой базы (начиная от изменений классификаторов продукции до экспертизы качества и нюансов балльной системы оценки). Коммуникация между звеньями этой цепи в рамках консорциума обязательное требование. В одиночку ни одна компания и ни один бизнес заниматься осмысленным импортозамещением не сможет.
Наконец, сквозной мотивацией для всех участников этого сложного процесса должны быть целевые производственные кредиты по льготной процентной ставке. Таких кредитов в российской экономике катастрофически не хватает. Они могут выдаваться либо под конкретный вид продукции, либо под освоение конкретной дефицитной технологии. Тут могут быть варианты и комбинации с государственными субсидиями и программами ФРП. Все это доказывает, что даже с организационно-правовой точки зрения построить такую систему в разы труднее, чем просто открыть шлюзы параллельного импорта.
По ряду позиций отставание российской промышленности выглядит фундаментальным. То есть, отсутствуют даже технологии первого звена. К примеру, текстолит для изготовления электронных печатных плат не производится в РФ. Это значит, нужно начинать с нуля, – с собственной базы материалов. По данным Forbes, в настоящее время ряд отраслей российской промышленности, от автопрома до фармацевтики, критически зависят от импорта, т.е. доля иностранной добавленной стоимости в этих отраслях превышает 50%. Наибольшая импортная зависимость от недружественных стран: в машинах и оборудовании, лекарствах, авто, резиновых и пластмассовых изделиях.
Льготный кредит на проведение контрсанкций
Льготное кредитование критического импорта – вероятно, крайне важный и действительно востребованный инструмент. Однако у него обязательно должен быть симметричный механизм противоположного характера, в сфере импортозамещающего промышленного производства.
Это уже давно предлагаемый Сергеем Глазьевым механизм целевого рефинансирования коммерческих банков под кредитование производственных предприятий. Специальные адресные кредиты предлагается доводить до предприятий под контракты на производство конкретных типов продукции, возможно обозначенные в национальном плане, либо «назначаемые» Минпромторгом в каком-то ином порядке.
В апреле в Государственной Думе предложили другой многообещающий инструмент – выпуск долгосрочных целевых облигаций под программы импортозамещения. В первую очередь в таких высокотехнологичных сферах, как микроэлектроника, авиа- и двигателестроение, увеличение провозных мощностей железных дорог, морского и авиатранспорта.
Системно значимые банки, в первую очередь с участием государства в капитале, могут совместно с предприятиями проработать программы целевого финансирования проектов импортозамещения, в том числе за счет выпуска целевых долгосрочных облигаций. Эти ценные бумаги могли бы стать источником формирования дополнительного капитала и фондирования банков, если Банк России поддержит выпуск таких облигаций, включив их в ломбардный список и в иные механизмы рефинансирования кредитных организаций.
– Деньги от целевых облигаций банки должны будут направить на кредитование импортозамещения по низким ставкам, – пояснил председатель думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, один из авторов инициативы Сергей Гаврилов.
Автор: Андрей Троянский