Новые условия работы МСП в госзаказе: плюсы и минусы

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказали, как бизнесу стало лучше в госзаказе. По сравнению с 2021 годом объем госзакупок у МСП вырос на 6,4%, и с начала текущего года  достиг 1,7 трлн рублей. В прошлом году за аналогичный период он составлял 1,6 трлн рублей. Хорошие цифры объясняются правильным курсом антикризисной поддержки со стороны государства, льготами и расширением квот, смягчением налогового контроля, а также началом применения оптимизационного пакета поправок к закупочному законодательству. Набор стимулов еще не исчерпан.

По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, правительство также ожидает позитивного эффекта от унификации банковских гарантий по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Будет использоваться общий перечень банков для одной и той же категории закупок. Кроме того, в самое ближайшее время будет официально утверждена единая форма гарантии. К числу изменений, повышающих предпринимательскую мотивацию при работе в государственном заказе, в Минфине однозначно относят следующие решения:

  • с 15% до 25 % увеличена обязательная (минимальная) доля закупок у малого и среднего бизнеса;
  • унифицированы требования к содержанию банковских гарантий;
  • сокращены сроки оплаты за поставленные товары, сделанную работу и оказанные услуги до 7 дней.

Отраслевые объединения предпринимателей высказались в поддержку проводимой реформы закупочных процедур еще в апреле на крупнейшем мероприятии в сфере закупок –  XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».

По словам Константина Басманова, заместителя председателя правления ПАО «Промсвязьбанк», члена правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», представители МСП почувствовали позитивные изменения от сокращения количества закупочных процедур и появления большего количества упрощенных форм. Стало меньше требований к комплекту документов.

– Причем, мы получили неожиданный эффект. Бизнес сообщает, что польза даже не столько в снижении трудозатрат при подготовке документов, сколько в уменьшении возможностей со стороны заказчика влиять на ситуацию в закупках, действуя против конкуренции. Теперь заказчик лишился возможности постоянно менять требования к формам документов или вносить в них изменения. А значит, у потенциальных поставщиков больше шансов участвовать в бОльшем количестве закупочных процедур, и значительно ниже риск не успеть.

Также в предпринимательской среде отмечают позитивное действие механизма предквалификации. Она позволяет избежать большого количества профессиональных юридических посредников, которые зарабатывали комиссии на лазейках в законодательстве. Теперь, если закупка свыше 20 млн рублей, то участник должен доказать наличие опыта работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ с объемом не менее 20% от цены контракта, на который он претендует. Таким образом, механизм предквалификации резко сократил возможности дальнейшей  «перепродажи» выигранных контрактов реальным производителям и реальным поставщикам услуг, лишив посредников хлеба.

В ОПОРЕ РОССИИ считают, что останавливаться на этом нельзя, следует дальше развивать законодательство с целью ограничения спекулятивного контингента на торгах, через создание преимуществ для реальных производителей. Посредников и перекупщиков следует лучше идентифицировать и отстранять от закупочных процедур. Из-за несовершенства законодательства реальные производители несут издержки, вынуждены делиться с посредниками будущей прибылью от работы в госзаказе, потому что находятся в зависимости от множества факторов (закупленные материалы, налоговая нагрузка, аренда и стоимость энергоносителей). Перекупщик ничем этим не обременен, что дает ему возможность пользоваться своим неуязвимым положением.

Доступ малого бизнеса к большим закупкам несмотря на огромную проделанную работу в этом направлении, по-прежнему остается одной из проблем. «Черная зона», закрытая для МСП, есть даже в 44-ФЗ. Однако в сфере действия 223-ФЗ область закупок, не доступная для небольших компаний – гораздо больше. Согласно данным Минэкономразвития, свыше 40% корпоративных закупок осуществляется вне конкурентных процедур. Заказ уходит в пользу так называемых «взаимозависимых» компаний, корпоративных дочек. Эти закупки находятся вне поля зрения государственных органов контроля. ОПОРОЙ РОССИИ предложен, поддержан в Госдуме и принят в первом чтении законопроект, вносящий ясность в эту область 223-ФЗ.

Расторжение в новом свете

Пакет контрсанкций дал бизнесу не только стимулы, но и новые тревоги. Беспокойство предпринимателей вызывает тема одностороннего расторжения контрактов, получившая новый ракурс в связи со сложной экономической обстановкой. Да, в качестве подстраховки в распоряжении поставщиков появились  инструменты расторжения или приостановки обязательств по контракту из-за санкций. С 21 марта 2022 года экономические санкции относят к обстоятельствам непреодолимой силы — форс-мажору. Это создает для поставщика юридические основания избежать попадания в РНП или пеней за просрочку, если он не исполнит контракт. Для этого необходимо получить сертификат о форс-мажоре в ТПП. Однако встречные рычаги влияния (право пересматривать существенные условия контракта) появились и у заказчика. При этом он не всегда готов считаться с интересами поставщика или действовать «по соглашению сторон».

На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» со стороны бизнеса поступила просьба к регулятору и контролерам более точно определить полномочия заказчика в условиях санкций, особенно в части одностороннего расторжения контракта. Небольшие компании опасаются злоупотреблений и избыточной рыночной власти со стороны региональных уполномоченных органов закупок. Условно говоря, не будет ли «неровно забитый гвоздь» рассматриваться как достаточное основание для расторжения контракта?

Тревоги бизнеса хорошо заметны в свежей статистике по госзакупкам. В цифрах только за первый квартал 2022 года отмечен рост числа несостоявшихся закупок (без заявок) – более чем на 50%. Свыше 70 тыс. закупок не получили исполнителей на сумму примерно 200 млрд рублей. Тем не менее, общий настрой тех, кто уже участвует в госзакупках, нельзя назвать депрессивным. Об этом свидетельствуют данные РТС-тендер, представленные на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».

Заместитель коммерческого директора электронной площадки РТС-тендер Дмитрий Тюряев:

– Опросы заказчиков и поставщиков показали, что 90% опрошенных намерены и дальше участвовать в закупках, несмотря на риски текущей ситуации. Бизнес видит меры поддержки со стороны государства и позитивно реагирует на оптимизационный пакет поправок к законодательству о закупках, а также тенденцию государства поддерживать и расширять закупки малого объема.

Однако, по словам эксперта, у малого бизнеса нет уверенности в получении прибыли. Именно это является тормозящим фактором. В первую очередь, это связано с отсутствием возможности зафиксировать стоимость сырья и комплектующих.

– Главная проблема сегодня, которую называют сами поставщики – рост закупочных цен и резкий скачок себестоимости, производители просто не фиксируют цены, с которыми можно выйти на торги, – говорит Тюряев.

Тут инструменты решения в руках государства. Определенные меры уже предпринимаются в отношение металлургии. При этом аналогичное регулирование требуется и по топливу, и по энергетике, по строительным материалам…

– Также мы считаем, что одна из проблем, тормозящих деловую активность в стране – это отсутствие достаточной информации об отечественных производителях, которые могли бы заместить ушедшие с российского рынка иностранные компании, – отметил Дмитрий Тюряев.  По его словам, такие компании в России есть, но о них не знает большинство заказчиков. – Площадка разработала единую «витрину российских производителей», которую будем внедрять на региональной основе, чтобы каждый субъект мог понимать свои возможности и продвигать своих поставщиков на внутреннем рынке, – сообщил эксперт.

Отметим, что аналогичные «витрины импортозамещения» создаются в России на самых разных уровнях: от министерских до узкоотраслевых. Начиная с апреля, таких сервисов биржевого типа с разным функционалом насчитывается уже около двух десятков. При этом пока трудно сделать выводы об их эффективности.

Спрос решает все

На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» от бизнеса поступило разумное предложение – исходить от реальной потребности отдельно взятого региона в закупках. Какой конкретно товар и в каком объеме нужен государству? Ориентируясь на эти данные средним и малым компаниям значительно проще работать и развиваться. Тут впору вспомнить о замечательном способе закупок, который был недальновидно «утрачен» при реформе 44-ФЗ. Механизм «запроса предложений» был, как раз, тем единственным способом донесения информации о потребностях государства до потенциальных поставщиков.

В комитете по энергоэффективности ОПОРЫ РОССИИ предлагают сместить акценты с ценового снижения на физические объемы закупок. Перед предприятиями должны ставиться задачи на производство «будущей вещи». Вопросы денег и прибыли должны возникать уже после того, как сформирован рынок предложений.

Александр Борисов, председатель Комитета по энергоэффективности и энергосбережению ОПОРЫ РОССИИ:

– Нам нужны элементы государственного планирования в госзаказе. План не формулируется только в ценовых показателях. В его основе лежит физический объем и качественные характеристики востребованной продукции.

Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора группы компаний CUSTIS («Кастис»):

– Для нас, как для IT-бизнеса, есть две основные проблемы – это персонал и сбыт. Крайне важным является понимание потребности заказчика в будущих закупках. Относительно Реестра отечественного программного обеспечения можно сказать, что он являет собой список продуктов, имеющихся на текущий момент. Однако, чтобы действительно импортозаместить применяемый западный софт, нужно смотреть на перспективу, на несколько шагов вперед. К сожалению, нету места, где российская компания могла бы заявить свой проектный потенциал.

Автор: Андрей Троянский

Скопировать ссылку