На что способны цифровые мастерские инженеров-конструкторов при работе по государственному заказу
С началом открытой экономической войны, правительство изменило тактику внедрения отечественного софта в производство. Прежде это был вялотекущий неуправляемый процесс, предполагавший, что рынок сам все устроит: заказчики добровольно найдут разработчиков; сами вычислят свои потребности и профит от потенциальной цифровизации конвейера; сами напишут ТЗ, на которое внезапно слетятся десятки претендентов, как пчелы на мед…
На деле же выходит, что, без большого и предметного госзаказа цифровизация не особо интересна ни тем ни другим, – это во-первых. Заказчики не собираются осознавать свои запросы и даже приблизительно не представляют потенциальной выгоды (или напротив – издержек) от цифровых двойников, автоматизации, аддитивных технологий, и т.п. Особенно если такие прогнозы требуют дополнительных затрат.
Во-вторых, выяснилось, что внутренний рынок давно и прочно занят крупными иностранными разработчиками, добровольный уход которых даже на фоне санкций представляется маловероятным. Есть сложившаяся конъюнктура: кадры, привычка, сервис; телеком-оборудование, адаптированное под конкретный и действительно качественный софт. Наконец есть уже затраченные на этот софт средства.
Мастерские промышленного ПО
Чтобы преодолеть сопротивление среды, Минпромторг, Минцифры совместно с представителями отрасли решили двигаться единственно верным путем создания консорциумов – то есть: укрупняя силы российских разработчиков в формате специальных «мастерских», где будет проектироваться и обкатываться отечественное ПО, одновременно с разработкой интегрированного в этот софт железа (или наоборот).
О консорциумном подходе всерьез заговорили в апреле на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, экс-замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух сообщил, что государство будет использовать консорциумы в качестве основного рычага импортозамещения в IT.
Сеть консорциумов планировалось создать по каждому классу ПО. В промышленном программном обеспечении таких классов насчитывается порядка 20. И в каждом из них есть российские аналоги программного обеспечения. Они могут быть хуже или лучше иностранных, находиться в разной степени готовности; но принципиальный момент в том, что они есть, и что государство намерено отдавать им приоритет в технологическом перевооружении промышленности. Бонусом получаем возможность для разработчиков напрямую сотрудничать с заказчиками по доработке ПО, сервисному обслуживанию, и настройке специфических хотелок.
Первые «консорциумные ласточки» полетели. Один из классов промышленного ПО, где их нужно несколько, по разным направлениям производства – это САПР (системы автоматизированного проектирования). Мотивации здесь добавляет непаханое поле реверсивного инжиниринга – грубо говоря, это заявленная государством стратегия копирования, передокументации и доработки лучших импортных решений, комплектующих, запчастей, технологических процессов…
В РФ сложился Консорциум разработчиков и потребителей систем CAD/CAE (компьютерная поддержка проектирования). По сути, – это консорциум цифровых инженеров-конструкторов. Его ударной силой является Научно-исследовательский институт «АСОНИКА» (НИИ «АСОНИКА»). Идеей консорциума заявлено обеспечение технологической независимости отечественной промышленности в области систем суперкомпьютерного (математического) моделирования и инженерного анализа. Соглашение о присоединении 15 новых участников, одним из которых стал НИИ «АСОНИКА», было подписано на Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2022».
Примечательно, что Координатором нового инженерного объединения выступает госкорпорация «Росатом», у которой есть уникальные разработки в области промышленного софта в виде передовой многофункциональной системы «ЛОГОС».
Цели перед новым консорциумом поставлены предельно амбициозные: создать Национальную CAD/САЕ-платформу путем взаимной интеграции программных решений, а также объединить научно-технические знания, навыки и компетенции для достижения и превосходства функциональных возможностей над зарубежными вычислительными системами. Первоочередные задачи консорциума – развитие отечественного ПО до уровня мировых стандартов и ускорение сроков промышленного внедрения продуктов для удовлетворения функциональных потребностей пользователей. В долгосрочной перспективе планируется вывод российских инженерных систем на мировой рынок.
- НИИ «АСОНИКА», как ведущая научная организация в области САПР электроники, исторически тесно связана с индустриальным сектором страны. У этого флагмана также имеется аутентичное перспективное ПО «Автоматизированная система обеспечения надёжности и качества аппаратуры АСОНИКА» для решения специализированных задач в области моделирования физических процессов и проектирования электроники. А еще на базе НИИ «АСОНИКА» действует технический комитет по стандартизации ТК 165 «Системы автоматизированного проектирования электроники». Также здесь функционирует первый в России Центр компетенций «АСОНИКА» в области моделирования и виртуальных испытаний электронной компонентной базы и электронной аппаратуры на внешние воздействия.
Новый консорциум может заниматься не только разработкой софта, но и его материальным воплощением в программно-аппаратные комплексы российского производства. Это критически важный момент. Промзона, транспорт, умный город, безопасность, энергетика… все это требует телеком-оборудования и микроэлектронной продукции российского производства, с попутным созданием новой приборостроительной отрасли. Внедрение всего российской микроэлектроники отдельно от российского софта маловероятный сценарий.
Вот почему нужны структуры, способные проектировать и заземлять такую продукцию под конкретные задачи экономики: к примеру – создание национальной системы дистанционного управления сельскохозяйственной техникой, создание национальной системы цифровых координат всего воздушного пространства страны, электронной системы контроля за деревообрабатывающей отраслью и т.п.
Административный рассинхрон и дезориентация
Серьезным недостатком является разрозненность и фрагментация российских научных и промышленных ресурсов в области цифрового проектирования и приборостроения. Отрасль не является единым целым. У судостроителей, Авиапрома, оборонного комплекса, есть свои подведомственные исследовательские структуры и мощности. Условно говоря, «системы управления» живут независимой жизнью от «средств связи». Эти вотчины не взаимодействуют друг с другом, хотя такое сотрудничество могло бы принести колоссальную пользу стране. К примеру, Корпорация морского приборостроения и Объединенная приборостроительная корпорация – это разные структуры, которые могут заниматься схожими проблемами, но не приносить совокупной пользы.
Пожалуй, самым одиозным примером такой рассинхронизации в российском приборостроении и софте является гражданский авиапром. После санкций обнаружилась тотальная импортозависимость от американской GPS в авионике всех российских самолетов, к тому же, крайне опасная в условиях необъявленной холодной войны. Как сообщает бывший глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, на отечественных самолетах все навигационные «подсадки» выполнены на основе GPS, даже без дублирования российским ГЛОНАССом. Причем, была попытка «загнать импорт» и в МС-21. И это в то время, когда всех автопроизводителей обязали предустанавливать на машины российскую ЭРУ-ГЛОНАСС, и десятки миллионов новых автомобилей уже оснащены отечественной системой!
– Никто даже не крякнул против новых правил, – пишет Дмитрий Рогозин. – А что мешало нашим авиаэксплуатантам сделать то же самое? Небольшое устройство требовалось просто интегрировать в авионику. Десятки самолетов могли быть давно поставлены на эту систему. Но у нас был вице-премьером товарищ Дворкович, который сказал, что это никому не надо. <…> По моему распоряжению все российские аэропорты были оснащены системой наземного оборудования ГЛОНАСС, были установлены приемно-передающие устройства, в равной степени, как и во всех морских портах. А вот на самих самолетах, этого почему-то не было сделано, – недоумевает Рогозин.
Принимая во внимание этот случай, логично сделать вывод, что IT-консорциумы следует создавать не из головы, опираясь только на их естественную отраслевую специализацию, – их нужно формировать под конкретные национальные задачи с долгосрочной перспективой и высокой капитализацией.
Одна из таких неабстрактных задач, под которую нужен отдельный консорциум – это, например создание полностью импортонезависимой отечественной системы связи 4-G и 5-G. Опыт СВО на Украине показал, крайнюю, критическую степень востребованности таких программно-аппаратных продуктов. Это область – которая будет гарантированно обеспечена приоритетными инвестициями со стороны государства и корпораций, а значит, она является максимально рентабельной и перспективной.
Такой проект (проектирование и разработка российских систем связи в сегменте 4-G) уже реализует Ростех руками компании «Спектр». Но в таком масштабе он может остаться точечной разработкой. Если бы к делу подключились все лучшие российские разработчики и производители сложного телекоммуникационного оборудования, обладающие компетенциями, – то результат можно было бы масштабировать на целый нацпроект. Ведь в рамках такой работы все ее участники могут иметь на руках долгосрочные контракты. Для всех, кто взаимодействует в рамках наукоемкой производственной кооперационной цепочки принципиально важно, чтобы их труд и производство, развернутое в юрисдикции РФ – было обеспечено платежеспособным спросом. Создать такие условия можно только в формате консорциума и национального проекта. Такая стратегия позволяет гораздо эффективнее решать инвестиционные вопросы. Производители и разработчики не ходят с протянутой рукой в поисках коммерческих кредитов и оборотных средств. Если у него есть долгосрочный контракт, обеспеченный гарантированным спросом, то не производитель ищет инвесторов, а наоборот.
Справедливости ради, заметим, что в телекоме идут правильные консорциумные подвижки не только по продукции, но и по законодательству.
В частности АНО «Консорциум «Телекоммуникационные технологии»» (АНО КТТ), продавил балльную систему для телеком-оборудования. Система позволит идентифицировать продукцию отрасли как «отечественную». Соответствующий проект постановления правительства в июле цитировал «Коммерсант». Документ закрепляет критерии, по которым будет определяться уровень «отечественности» базовых станций, коммутаторов, оборудования интернета вещей (IoT), телекамер, антенн, микрофонов и т.д.
Предусмотрен интересный позитивный нюанс. Чтобы оборудование было признано российским и получило доступ на рынок госзакупок, производитель должен иметь в полном объеме права на конструкторскую и технологическую документацию, следует из проекта. Кроме того, необходимо обладать исключительными правами на товарный знак и исходный код софта. Кроме того, прописано, что Компания-производитель должна иметь свою или контрактную производственную базу, расположенную в РФ, включая сервисные центры для гарантийного обслуживания.