От госзаказа до госплана: тенденции законодательства о закупках: что нас ждет в 2023 году?

Время экономических потрясений требует переформатирования хозяйственного уклада, усиления регулирующей роли государства, мобилизации производства и финансовой системы. 

Основной гражданской платформой для обсуждения нормативных изменений закупочной системы является ежегодный Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ». Форум состоялся в апреле 2022 года на пике геополитических перемен. Так совпало, что повестка Форума оказалась во многом программной для российской экономики. А темы, бывшие предметом дискуссии, теперь являются ключевыми трендами внутренней политики. Логическим итогом Форума является Поручение вице-премьера Правительству – Минфину, Минпромторгу, ФАС России, Федеральному казначейству  и профильным комитетам Госдумы. Посмотрим, что удалось сформулировать и сделать за год?

Серьезно изменились подходы к реализации политики импортозамещения. Если до весны вся госпрограмма сводилась к локализации (то есть к открытию отверточных сборок иностранной продукции в РФ),  то теперь официальной целью является «импортозамещение полного цикла». Термин, прозвучавший на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», означает создание полностью автономной технологической цепочки: включая НИОКР, сырье и материалы, средства производства, конечный продукт и сервисные услуги, интегрированные в систему сбыта.

Одно из главных достижений произошло в сфере нормотворчества: словосочетание «технологический суверенитет», впервые прозвучавшее на всю страну в программе и на дискуссионных площадках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», – к концу года переместилось в закон «О промышленной политике»!  Минпромторг внес этот термин в перечень фундаментальных понятий закона.  

  • В определении Минпромторга, технологический суверенитет – это комплекс мер, направленных на обеспечение, развитие и удержание внутри России кадрового, финансового, технологического и материального потенциала, направленного на развитие российской промышленности. Главный принцип достижения независимости, судя по тексту документа, – это преимущественное использование российской промышленной продукции, материалов, сырья и технологий.

Так, шаг за шагом меняется среда развития отечественной промышленности и науки. Сейчас министерство настаивает на том, чтобы льготы инвесторам предоставлялись лишь при условии закупок российской продукции.

К сожалению, не все цели Поручения достигнуты к назначенному периоду. Так, одна из ключевых задач в Поручении вице-премьера по итогам Форума была адресована Минфину, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе. Предписывалось к октябрю обеспечить нормативное закрепление в законе «О промышленной политике» понятий – «российская работа» и «российская услуга». Это принципиально важно для различения отечественной составляющей в комплексных закупках во избежание скрытых поставок импортной продукции. Вероятно, под давлением санкций чиновники сочли эту задачу не актуальной или не приоритетной. Реальной юридической работой в этом направлении продолжает заниматься только Минпромторг. Однако сейчас российские производители сообщают, что ни ужесточение санкций, ни открытие шлюзов  параллельного импорта не повлияли на актуальность поставленной вице-премьером задачи. Внутренний рынок по-прежнему нуждается в здоровом протекционизме и в сокращении законодательных лазеек для иностранных поставщиков. Чтобы приносить пользу экономике, параллельный импорт должен быть избирательным. Остается надеяться, что до конца текущего года, или, в крайнем случае, в начале следующего этот пункт поручений будет выполнен, и в 2023 году мы увидим полноценный национальный режим в закупках.

Адекватный понятийный аппарат, позволяющий отличить «российское» от «не российского» по четким, прозрачным и понятным для всех участников закупок критериям – то, что давным-давно нужно отечественной экономике. Его отсутствие плодит коррупционные ситуации, тормозит развитие промышленности и науки.

По некоторым задачам Поручения соисполнителями выступают гражданские общественные отраслевые организации. Например, Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам поручено подготовить предложения по развитию ГИСП (Государственной информационной системы промышленности), совместно с Госдумой проанализировать первый правоприменительный опыт по офсетным контрактам в регионах.

Тема офсетных контрактов – в тренде экономического развития России с весны.

На этот инструмент возлагаются огромные надежды. Он стал самой обсуждаемой инновацией закупок на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Региональным властям предоставлены исключительные полномочия по офсетной контрактации. Контракты со встречными обязательствами подразумевают инвестиции поставщика в создание или модернизацию производства – в обмен на гарантированную закупку товаров российского происхождения. Примечательно, что подобные контракты заключаются на долгосрочный период (до 10 лет) по фиксированной цене. Правительство доработало возможность региональной кооперации (сразу несколько субъектов могут выступать в качестве заказчика продукции), а также снизило входной порог инвестиций по контрактам с 1 млрд до 100 млн рублей. Это расширяет возможности участия среднего бизнеса. В течение года новый инструмент разошелся по регионам. Интересно, что в силу доступного столичного опыта, офсеты охватывают в основном закупки медицинского профиля. Однако постепенно практику начали масштабировать и на другие отрасли: например, на закупки спецтехники, городского транспорта, энергетику.

В новый закупочный год страна уходит с Рейтингом регионов по результатам закупок отечественной продукции.

В нем будет учитываться уровень достижения фактического объема закупок товаров российского происхождения в общегодовом объеме закупок субъекта РФ. Соответствующее поручение была дано Федеральному казначейству по итогам Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Оно исполнено. Рейтинг нужен не только для статистики – прежде всего это стимул для региональных заказчиков наращивать долю российской продукции в своих закупках.

Идея возвращения к элементам государственного планирования также впервые прозвучала со стороны правительства на Форуме.

В апреле этого года вернуться к госплану в рамках диверсификации оборонных предприятий предложил заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Сергей Икрянников. А в ноябре о полноценной программе внедрения госплана в ОПК говорит уже Минпромторг. Недавно в Совфеде состоялся круглый стол с ярким названием «Госплан 2.0 как механизм стимулирования экономического развития». Предлагают внедрять программы адресной поддержки производства отечественной продукции с заранее известными характеристиками под гарантированный госзаказ, под оборотные кредиты по льготным ставкам и субсидирование спроса (например, через программы лизинга техники). В правительстве подчеркивают, что намерены ограничить новый «Госплан» только задачами государственного оборонного заказа на время СВО.

Однако у этого инструмента огромное и сверхпродуктивное будущее. Это доказывает опыт всех крупнейших экономик мира, включая Соединенные Штаты Америки. При этом, сами зарубежные партнеры предпочитают оставить государственное планирование только себе в качестве привилегии. Остальным колониальным экономикам – прописывают только неконтролируемый рынок.

Один из громких ноябрьских тезисов США – о том, что РФ больше не является рыночной экономикой. А один из последних тезисов Владимира Путина – о том, что мир входит в десятилетие страшной турбулентности и неопределенности.

Для многих компаний среднего промышленного бизнеса (в том числе для, тех, кто показывает высокую эффективность) переход к плановой системе не просто желаемая, а крайне востребованная форма существования. Последовательным сторонником госплана в машиностроении является руководство концерна «Ростсельмаш» (4 место в мировом рейтинге сельхозмашиностроительных компаний). Десятки машиностроительных и станкостроительных компаний с радостью перейдут в госплан, поскольку для этих отраслей жизненно важно, чтобы государство задавало ориентиры развития этих предприятий, нормировало потребности и гарантировало сбыт. Это позволяет работать с меньшими издержками, улучшать сервис планировать собственные инвестиции и затраты.

Перезревшая проблема закупочной системы страны – отсутствие рамочного регулирования 223-ФЗ, по которому осуществляются закупки госкорпораций, госкомпаний и естественных монополий.

Сейчас в рамках 223  корпоративного закона о закупках не существует ни одного нормативного акта, который бы обязывал госАО приобретать российское оборудование, технику, программное обеспечение, использовать российские технологические процессы. Даже в тех крупнейших государственных целевых проектах, на которых корпорации зарабатывают сверхприбыли за счет государственного бюджета, у государства нет законного права требовать использования отечественной продукции. Эта острейшая, болезненная тема в очередной раз поднималась в апреле на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». К концу года она получила свое продолжение. Проект поправок к 223-ФЗ вынесен недавно на рассмотрение Комитетом Госдумы по промышленности и торговле. Предлагается ужесточить порядок выполнения госкомпаниями квот на закупку промышленной продукции российского происхождения.

Если законопроект пройдет – это станет крупнейшим законотворческим достижением в закупках за последние десять лет. Достижением, которое по своему значению и масштабам превосходит даже «оптимизационный» 360-ФЗ. В Новый Год с новой надеждой на технологический суверенитет!

Автор: Андрей Троянский

Скопировать ссылку