АНТОН ГЕТТА: «Госдума сделает все, чтобы закупочная деятельность в новых регионах России стала максимально прозрачной и эффективной»

13 декабря депутатами Государственной Думы РФ в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий право Правительства устанавливать особенности планирования и осуществления закупок на территориях отдельных субъектов Российской Федерации. Речь, разумеется, идет о новых регионах России – Донецкой и Луганской Народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. О том, какие это особенности, и какая законотворческая и практическая работа ведется для гармонизации закупочного законодательства – в эксклюзивном интервью депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета по защите конкуренции Антона Гетта главному редактору сетевого издания «Цифровые Закупки» Павлу Лисину.

 

– Антон Александрович, и Вас и нас всех можно поздравить: на днях были сделаны первые законодательные шаги по вовлечению новых регионов в российское закупочное пространство.

– Совершенно верно сказано – сделаны именно первые шаги. Но практическая работа по гармонизации закупочного законодательства в присоединившихся к России после сентябрьских референдумов субъектов с нашими коллегами ведется уже с марта.

В рамках деятельности группы по связям Государственной Думы с парламентом Луганской Народной республики (ее возглавляет депутат Госдумы от Ростовской области Виктор Петрович Водолацкий) я работаю именно в ЛНР. Могу точно сказать, что интеграция республики в экономику России началась практически сразу после начала февральских событий.

– Расскажите подробнее о том, что было сделано и что предстоит сделать?

– Основная задача была и остается прежней: быстрое возращение работы предприятий ЛНР в мирное русло. Промышленность республики должна быть обеспечена гарантированным спросом, загрузкой, в том числе поддержкой через систему государственного заказа России.

Начиная с лета, мы провели несколько рабочих встреч в ЛНР, где вместе с региональными представителями промышленности и предпринимателями обсуждали, как восстанавливать экономику, торговлю, производство, как наладить жизнь мирных людей.

Будет работа – будет занятость, развитая инфраструктура, спорт, социальные проекты. Сегодня жители новых субъектов как никогда нуждаются в небольших магазинчиках, парикмахерских, общепите – это все точки роста для малого и среднего бизнеса. Об этом, к слову, я рассказал президенту общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»  Александру Сергеевичу Калинину прямо в Луганске на учредительном собрании республиканского регионального отделения данного объединения.

Понятно, что впереди еще непочатый край работы, но принятый на днях законопроект и поэтапный переход на осуществление закупок по 44-ФЗ с 1 января 2023 года – эта та дорожная карта, по которой мы будем двигаться дальше, выстраивая систему прозрачных и конкурентных закупок на новых территориях.

– В настоящее время Минфин России разрабатывает концепцию осуществления закупок заказчиками ЛНР по упрощенной модели в рамках переходного периода. Эти подходы похожи на меры, примененные в пандемийный период?

Скорее эти меры связаны с турбулентными процессами в экономике, вызванные беспрецедентными санкциями со стороны коллективного Запада и проведением специальной военной операции.

Устанавливать особенности планирования и осуществления закупок в 2023—2025-х годах на новых территориях будет Правительство РФ. Но, конечно, упрощенная модель закупок предполагает исключения для Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, но они не должны быть всеобъемлющими, поскольку необходимо повышать прозрачность тех колоссальных финансовых вливаний, которые идут на новые территории России.

Сейчас все подчинено решению наивысших государственных задач, и в период экономического давления извне контрактная система была в ускоренном порядке перенастроена. Суть всех упрощений в конечном итоге сводится к одному: государственные деньги должны максимально быстро доходить в регионы, в реальный сектор и при этом максимально эффективно расходоваться на благо людей.

Конечно, надо учитывать и тот факт, что заказчикам новых территорий надо обеспечить техническую возможность работы в рамках российской контрактной системы: получить электронные подписи, помочь зарегистрироваться в единой информационной системе и научить в ней работать, оснастить рабочие места работников контрактных служб.

– Схожая ситуация была 8 лет назад, во время интеграции Крыма и Севастополя в состав России.

Именно. Опыт такого включения уже имеется – этот путь был относительно недавно пройден Крымом и Севастополем.

Методы развития местной экономики в условиях особых вызовов и санкций транслирует АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений», которая является вашим образовательным партнером и оказывает изданию экспертную поддержку. Уже сейчас образовательная и методическая помощь республике в закупках очень востребована. Уверен, что и братский Севастополь может многое подсказать в этой организационно-методической работе.

– В целом, контрактная система новых регионов готова к этим глобальным изменениям?

Заказчики ЛНР уже начали готовиться. Республиканское Министерство экономики стало инициатором целевого обучения заказчиков по программе профессиональной переподготовки «Управление государственными и муниципальными закупками в контрактной системе». Это первое столь масштабное обучение группы в составе 326 специалистов. Обучение проводит Федеральная инновационная площадка, уже упомянутая мной ранее Академия Контрактных Отношений.

Поставщики ЛНР тоже планируют активное участие в закупочной жизни страны. В республике функционирует несколько десятков промышленных предприятий, продукция которых будет востребована заказчиками как федерального, так и регионального уровней.

Важно отметить, что Академия также является разработчиком деловой программы Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», в рамках которого в апреле 2023 года планируется организация коллективного стенда новых территорий с демонстрацией продукции, производимой местными предприятиями.

– Какие законодательные инициативы на площадке Госдумы станут следующим шагом по гармонизации контрактной системы?

– Важен контроль расходования бюджетных средств. Должны заработать не только механизмы быстрого доведения федеральных денег для решения конкретных задач, в т.ч. социальных. Также должны быть запущены механизмы повышения прозрачности этих расходов, это обязательно повлияет на их эффективность и положительно скажется на повышении качества жизни каждого человека.

Много внимания будет уделено развитию конкурентной среды, наведению порядка в закупках у единственного поставщика.

Как я уже сказал, работа по гармонизации закупочного законодательства с коллегами из ЛНР началась еще с марта, а сейчас перешла на площадку Государственной Думы РФ.

Госдума сделает все, чтобы закупочная деятельность в новых регионах России стала максимально прозрачной и эффективной.

— Благодарю Вас за беседу и Вашу позицию.

Скопировать ссылку