Корпоративные закупки – источник полезных решений для экономики страны

В рамках Делового обеда Форума-выставки «ГОСАЗКАЗ» обсудили качество закупочной среды корпораций и госкомпаний.

Тема дискуссии: «Что не запрещено – то разрешено! Инновации в корпоративных закупках». 223 Федеральный закон принято критиковать за неограниченную свободу действий, которую он дает заказчику, который сам определяет правила работы своим Положением о закупках. Однако в такой свободе есть и безусловные преимущества.

У корпораций появляются полезные инновационные решения, позволяющие лучше адаптировать закупки к требованиям отраслевой среды, сосредоточиться на качестве исполнения контракта, на сокращении издержек, на неценовых критериях эффективности закупки.

С 2017 года правом централизации закупок по 223-ФЗ обладают еще и региональные уполномоченные органы закупок. У них, так же как у корпораций, есть право утверждения типовых положений о закупках для своих подведов (бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий), в отношении которых такие органы «имеют полномочия учредителя или собственника».

Пользуясь этим инструментом, некоторые субъекты РФ  повысили качество административных функций, сэкономив десятки миллионов государственных средств и даже создав элементы электронного нормирования бюджетных затрат на местном уровне. В коллекции лучших региональных практик, которые на регулярной основе собирает и верифицирует «Гильдия отечественных закупщиков», есть несколько сверхпродуктивных практик централизации региональных закупок в рамках 223-ФЗ.  Эталонным примером рамочной стандартизации 223-ФЗ обладает Москва (Типовое положение о закупках, разработанное регионом, одновременно является своеобразным цифровым алгоритмом). Применяется Библиотека стандартных решений – сервис подбора документов. Сервис кооперации заказчиков. Позволяет, если необходимо, выставлять объявление о проведении совместной закупки, чтобы заказчики других хозяйствующих субъектов могли к нему присоединяться. Сервис электронного согласования.

Отдельная интрига связана с закрытым контуром корпоративной контрактации. В прошлом году правительство разрешило вывести часть закупок по 223-ФЗ из публичной сферы контроля, чтобы защитить российские компании от вторичных санкций. Однако это привело к тому, что была утрачена возможность аналитики. Примерно половина корпоративных закупок ушла в тень. Была поставлена задача вернуть эту информацию в ЕИС, сориентировав заказчиков на работу в закрытом контуре.

– Некоторые наши заказчики по 223-ФЗ попали под санкции, – рассказала в рамках Делового обеда замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе– Поэтому пришлось пересмотреть подходы. Минфин дал нам отсрочку на полгода, чтобы мы технически подготовились вернуть корпоративных закупщиков в систему, но при этом убрав информацию из публичного доступа.

104-ФЗ были внесены изменения в корпоративное законодательство, которыми предусмотрены ключевые этапы возврата заказчиков в ЕИС. Первый этап касался размещения Планов закупок в закрытом контуре ЕИС (без размещения на официальном сайте). По информации Казнчейства, работа пошла в соответствии с намеченными целями. Второй этап –  с 1 апреля текущего года, корпорации должны снова предоставить доступ для контролирующих органов к данным по своим закупкам. То есть проводить закупки посредством интеграции ЕИС и специализированных электронных площадок. Корпоративные заказчики обязаны формировать в ЕИС: извещения, документацию, проекты договоров; включать информацию в Реестр договоров (закрытого типа). Как сообщают в Казначействе, по второму этапу также есть позитивная статистика – более 2 тыс извещений направлено на площадку. В сумме они составляют уже несколько миллиардов рублей. Также начался процесс размещения информации в Реестре договоров. Следующий этап, касается подключения корпоративных информационных систем крупных заказчиков к системе ГИС «Независимый регистратор». Этот этап должен быть реализован с 1 октября 2023 года.

– Еще одна важнейшая новация, которая вытекала из контрсанкционного плана правительства, связана с сокращением сроков платежей, – сообщила Анна Катамадзе. – И по 223-ФЗ тоже были внесены соответствующие поправки, которые являются поддержкой бизнесу, помогут сократить кассовые разрывы, не дадут возможности монополистам удерживать средства на депозитах. Их нужно как можно скорее отдать тому предприятию, которое выполнило заказ. Мы наблюдали, как в некоторых случаях сроки платежей доходили до 200-250 дней. Это неприемлемо, это вредит деятельности предприятия, толкает его на необходимость получения кредитов. А закредитованность, в свою очередь сказывается на стоимости продукции.

Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции:

– Хочу напомнить, что было специальное поручение Президента: ограничить срок оплаты за поставленную продукцию 7 днями. В 44-ФЗ эта норма была четко прописана, а в 223-ФЗ оставалась в статусе «что не запрещено, то разрешено». То есть предполагался срок оплаты, не превышающий семи дней, но с оговоркой «если не предусмотрено иного порядка в положениях отдельных заказчиков».

В целом, по оценкам Федерального казначейства, наблюдается позитивный тренд к эволюции 223-ФЗ в сторону прозрачности и открытости. Многое уже сделано для этого: типовые процедуры, контрактация с малым и средним бизнесом, восемь площадок, возможности аналитики, внесение всех сведений в Реестр договоров…  По словам, Анны Катамадзе, все это уже достаточно серьезное регулирование, близкое к 44-ФЗ. Большинство корпоративных заказчиков готово к открытости.

Антон Гетта напомнил, что речь о рамочной реформе 223-ФЗ либо о его сближении с положениями 44 Федерального закона идет уже давно. Поэтому идеи, сгенерированные на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», предлагается перенести в плоскость практической дискуссии Экспертного совета Комитета по защите конкуренции. Вопрос дальнейшего развития 223-ФЗ для комитета является приоритетным и профильным.

При всех плюсах 223-ФЗ все еще оставляет желать лучшего по ряду актуальных вопросов, связанных с доступом малого и среднего промышленного бизнеса к заказам крупных корпораций. Проблема в очередной раз была поднята в рамках Делового обеда.  Подрядчики и исполнители наталкиваются на «подводные камни» в процессе получения независимых гарантий и кредитов для участия в госзакупках. В рамках Делового обеда, представители банковского сообщества рассказали о способах решения проблем финансирования. В последнее время с этим начали работать так называемые опорные банки. В их арсенале появились специальные инструменты поддержки частного производственного бизнеса, ориентированного на промышленную кооперацию с крупным заказчиком. Банкам стала интересна программа «доращивания» поставщиков, запущенная правительством.

Отдельный болезненный вопрос, который уже не раз поднимали на аналогичных дискуссиях Форума в 2021 и 2022 годах, и на который до сих пор нет ответа – это принципы и алгоритмы составления технических заданий в 223-ФЗ. Есть объективная точка зрения, что отсутствие типовых рамочных требований к ТЗ ограничивает конкуренцию. Многие компании физически не могут участвовать в закупках крупных госкомпаний и корпораций из-за искусственных барьеров, выставленных в ТЗ.

Также на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» была поднята тема технического развития закупочных практик в рамках 223-ФЗ. У заказчиков имеются эксклюзивные инновационные решения: например – для проверки контрагента, для нормирования затрат.

Эксперт Форума, Павел Тихомиров (заместитель генерального директора ГКУ «Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения г. Москвы») считает, что государству не стоит более глубоко вмешиваться в регулирование деятельности хозяйственных обществ, даже если они ему принадлежат.

– А вот чего не хватает, так это единства закупочных политик, синхронизации правил и форматов данных, обмена информацией между заказчиками – субъектами этого закона, – считает Павел Тихомиров. –  Корпорации и компании установили в своих положениях продуманные и эффективные правила закупок, оцифровали данные и собирают большие объемы информации, но по совокупности каждый из них несет затраты на автоматизацию одинаковых задач, осуществляет схожие функции (например, проверки одних и тех же контрагентов) и это все ложится в себестоимость продукции. Игроки должны сами найти способ договориться о взаимодействии в этой сфере в целях минимизации своих затрат. Но этого пока не происходит. Каждый варится в собственном соку.

Справка

  • Сегодня подавляющая доля закупок в стране (порядка 70% от совокупного объема) осуществляется по 223 федеральному закону. При этом средняя стоимость контракта в русле  223-ФЗ намного выше, чем в зоне действия 44-ФЗ. Практически вся наукоемкая индустриальная повестка сосредоточена в русле корпоративного закона о закупках 223-ФЗ. Регулируемые закупки в рамках 223-ФЗ – 27%. Эти цифры говорят, что на виду у контролирующих органов явно неполная картина происходящего в корпоративном секторе.
Скопировать ссылку