«Фарватер» заказчика и право поставщика
В конце апреля ФАС России провела совещание в рамках разъяснительной работы по закупочному законодательству для регионов. Очень важно, что данная практика станет регулярной. Аналогичные мероприятия будут проводиться ежеквартально. Таким образом, Антимонопольная служба продолжает профилактику правонарушений в закупках, давая разъяснения по наиболее спорным ситуациям. Пользуясь разъяснениями ФАС как красными линиями, заказчики и поставщики смогут избежать ошибок.
По статистике за прошлый год ФАС России зафиксировал существенное снижение (на 30%) количества жалоб. Однако, сложившуюся картину пока нельзя назвать информативной и окончательной. Ведь 2022 год был периодом адаптации к техническим и нормативным изменениям в контрактной системе. Значительный объем закупок стал неконкурентным. 360-ФЗ была введена новая процедура обжалования через ЕИС (Единую информационную систему в сфере закупок). Система осуществляет автоматическую проверку всех базовых требований к участнику закупки и к закупочной документации. На количестве жалоб также сказались «фильтры» универсальной предквалификации. Однако период привыкания к новшествам пройден.
По данным ФАС, уже в первом квартале текущего года был зафиксирован рост числа жалоб: до 13 тысяч, что составляет 50% от числа жалоб поданных за весь 2022 год.
Ольга Горбачева, начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России (Дискуссия “Контроль в закупках” XIII Всероссийский Форум-выставка “ГОСЗАКАЗ”:
– Хотела бы подчеркнуть очень важный момент, который касается закупок у едпоставщика. Несмотря на тенденцию к сокращению жалоб, количество обращений и внеплановых проверок закупочной деятельности единственных поставщиков у нас заметно выросло. ФАС – это не единственный контрольный орган, который следит за едпоставщиком. Для правоохранителей такой формат закупок как красная тряпка для быка. Данная форма закупок является первым поводом для проверки. ФАС зачастую привлекают в качестве эксперта, чтобы мы дали правовую оценку. Были ли основания для заключения контракта? Причем, срок давности по таким вопросам – это не год (как у нас в рамках административной процедуры). Например, сейчас мы даем экспертное заключение по делу, когда контракт заключался в 2015 году.
Почему именно закупки регионов под прицелом ФАС?
Возросшие полномочия региональных властей в закупках естественным образом подразумевают и возросшую ответственность.
– Каждый субъект должен предусматривать такой порядок закупок, который позволит избежать нарушений. Пусть, будет более короткая и упрощенная конкурентная процедура. Но важно, чтобы она была, – поясняет Ольга Горбачева. – И если уполномоченный региональный орган закупок пропишет котировочную сессию, а извещение отвисится хотя бы три дня, – то вопросов у контролеров уже будет меньше. Кроме того, кто-то из потенциальных участников получит возможность заявиться. Поэтому при выборе единственного поставщика настоятельная просьба – ориентироваться на конкурентные процедуры.
Указанной логике призывают следовать и в Академии Контрактных Отношений: если есть возможность создать квазиконкурентную процедуру на основании 46-ФЗ – то всегда лучше это сделать.
Во многих регионах утверждены и применяются собственные правила для выбора единственного поставщика. Например, указывается, что он должен соответствовать пункту первому части 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (требование о членстве в СРО), указывается требования о наличии опыта. Наблюдая за этой работой региональных заказчиков, контролирующий орган понимает, что такая работа, как минимум ведется, что заказчик выставляет определенные критерии соответствия, которые предусмотрены Законом о госзакупках.
Интересно, что даже с появлением в информационном поле идеи так называемого «моратория» на 44-ФЗ показало решимость заказчиков продолжать соблюдать все его требования.
Павел Лисин руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»:
– Реагируя на идею моратория, наши ключевые заказчики, слушатели АКО, отмечали, что все равно будут проводить конкурентные закупки. Если в любом случае будет аудит и пристальное внимание со стороны контролирующих органов, то это абсолютно правильная логика. Подчеркну, что в России есть немало заказчиков, которые принципиально отказались от неконкурентных форм закупок, которые даже мелочевку закупают при помощи конкурентных процедур. В ЕИС встречаются такого рода закупки на 1-2 тыс рублей. Это может быть запрос котировок или электронный аукцион. Элементарно меньше риск возникновения вопросов и претензий со стороны государства.
Один из часто встречающихся вопросов – позиция ФАС России по поводу «обстоятельств непреодолимой силы», которые возникают в связи с санкциями…
Поставщик обращается к заказчику с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон (с набором объективных причин). Однако, заказчик отказывается это делать (по факту, он не обязан). В переводе на язык доступной логики – заказчик просто боится, что с него спросят в дальнейшем. Согласно разъяснительному письму Минфина, поставщик (в таком случае) должен как можно скорее обратиться в ФАС и предъявить подтверждающие документы. Однако проблема не снята. Дискуссия на данную тему не утихает в профессиональных кругах.
– Эта история обсуждается на протяжение года. Мы совместно с ТПП РФ провели заседание по данному вопросу. Они попросили нас выпустить обзор – что именно ФАС России принимает в качестве доказательств форс-мажора. Проблема в том, что пока мы готовили данный обзор, погрузив в него пять случаев, то обнаружилось, что всякий раз возникает новая ситуация с новыми условиями. Невозможно выработать типовой набор документов, которые должен принести поставщик в качестве доказательной базы. Каждый случай – уникален в своем роде. У каждого свой форс-мажор. Для одних – это нарушение логистики и сроков, для других – проблемы с отправителем, который отказался сотрудничать с Российской Федерацией. Также были истории, связанные с мобилизацией. Есть прецеденты с отказом участника закупки присутствовать на заседании Комиссии. Рекомендация одна: нужно все подтверждать документами. Если поставщик понимает, что он не сможет исполнить контракт, то никакая переписка в социальных сетях и в электронной почте не принимается в качестве доказательств. Должны быть официальные письма в адрес заказчика с подтверждением того, что заказчик их получил. Если же он на них не отреагировал, – то это уже нарушение с его стороны. Заказчик не имеет права принимать решение об одностороннем отказе в отсутствие законных оснований. Если у подрядчика возникают обоснованные сомнения в том, что он сможет исполнить контракт, – то он первым должен направлять соответствующее письмо в адрес заказчика. Это будет ключевым аргументом в его пользу.
Закупки в условиях мобилизации: мера ответственности
На заседаниях Гильдии отечественных закупщиков в прошлом году многие заказчики высказывали опасения по поводу того, что закупки, которые они проводили в условиях мобилизации, подпадут под подозрение ФАС России. Условно говоря, кто-то из заказчиков закупал питьевую воду фурами. В условиях срочности у него не было объективной возможности серьезно проанализировать рынок, изучить все ценовые предложения. “Цифровые Закупки” попросили Ольгу Горбачеву, начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России рассказать сформирована ли правоприменительная практика по данному вопросу, и стоит ли бояться региональным заказчикам?
– Закупки такого рода проходят через Центральный аппарат ФАС России. Поручений по их особой проверке нам не поступало. Конечно, если такие задачи будут поставлены, то мы будем осуществлять проверку. Нельзя нарушать нормы закона, при проведении закупочных процедур. ФАС, в данном случае, – это не тот контрольный орган, которого стоит бояться. Во всех вопросах, которые касаются закупок у единственного поставщика, региональные власти, в первую очередь, должны учитывать требования правоохранительных органов. ФАС может, максимум, наложить штраф; гораздо серьезнее для заказчика – ответственность предусмотренная уголовным законодательством.
В помощь регионам – опыт столицы в организации закупочных процедур, который признан эталонным на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ. Москва использует механизм стандартизированных закупок, который помогает заказчикам и поставщикам работать в максимально спокойных и предсказуемых условиях. Применяется цифровой конструктор типовых документов. В Москве использование типового комплекта для закупки, которую пытается провести заказчик, является обязательным. Он просто не может сформировать документацию, не используя типовой комплект. Благодаря закупочной стандартизации число нарушений резко идет на спад, а деловая среда становится гораздо более привлекательной для бизнеса.