От «теории благоприятных условий» к полноценной Стратегии развития МСП до 2030 года

Государство решило простимулировать предпринимателей несколькими бонусами. Во-первых, президент объявил «Пятилетку созидательного предпринимательского труда». Во-вторых, будет разработан стандарт социального капитала бизнеса (подразумевает стимулы для МСП, которые несут социальную нагрузку или спасают экологию). В-третьих, Правительство РФ пообещало учесть предложения, разработанные крупнейшим в стране отраслевым объединением малого и среднего бизнеса – к новой Стратегии развития МСП до 2030 года. Стратегия сейчас находится в разработке.

Суть этих предложений анонсировал глава «ОПОРЫ» Александр Калинин на встрече с премьером Михаилом Мишустиным, которая состоялась накануне. В числе инструментов, выдвигаемых «ОПОРОЙ»:

  1. Продление действия нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
  2. Продление режима самозанятых после 2028 года.
  3. Приоритетная поддержка производственного бизнеса (дешевые кредиты, льготный налоговый режим для участников промышленных кластеров, расширение промышленной ипотеки).
  4. Расширение доступа предпринимателей к работе по упрощенной схеме налогообложения.

По последнему пункту пояснение Александра Калинина. Порог по основным средствам для работы по упрощенной системе налогообложения должен быть поднят:

«Учитывая, что его меняли в 2016 году, 150 миллионов рублей, а стоимость основных средств за эти годы существенно выросла».

Любопытно, как предложения «ОПОРЫ» коррелируют с фактами, озвученными на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле. Яркую и честную выкладку  по малому и среднему бизнесу на площадке Форума выдал «Промсвязьбанк». Возможно, это самый откровенный и содержательный диагноз национальной деловой среды за последние годы. У кредитной организации свой интерес и своя статистика, которая несколько отличается от официальной. На протяжение пяти лет ПСБ совместно с «ОПОРОЙ» России проводит ежемесячный анонимный опрос предпринимателей по всей стране с охватом порядка 1,5 тысяч юрлиц. Одна из базовых тем традиционно касается партнерства предпринимателей с государством в качестве основного заказчика.

Ответы собственников бизнеса заставляют задуматься о многом. Особенно если анализировать их в исторической динамике.

Константин Басманов, заместитель председателя правления ПАО «Промсвязьбанк» (Пленарное заседание XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»):

 – За два года доля опрошенных предпринимателей, которые ответили, что они сейчас являются участниками системы госзаказа, не поменялась – она остается в районе 28-30%. Еще порядка 15% заявляют, что они участвовали когда-то в этой системе, но в настоящий момент не участвуют. Именно этих людей мы отдельно спрашиваем «а почему вы перестали участвовать?». Самые популярные ответы тоже  не поменялись. Первое – они считают, что объявляемая цена контракта ниже нормативной для них рентабельности, то есть она не позволяет им уверенно, заработать денег и выполнить все требования по срокам и качеству, которые выставляет заказчик. Вторая часть опрошенных показывает, что предъявляемые технические требования слишком сложные, а уровень конкуренции искусственно снижается за счет усложнения технических параметров и критериев размещаемых заказов. Таких порядка  20-30% от тех, кто прежде участвовал, а затем отказался работать в системе закупок.

Совместная аналитика «ОПОРЫ» и ПСБ проливает свет на реальное самочувствие бизнеса. Каждый год государство изобретает для МСП все новые и новые стимулы, создает все более заманчивые и комфортные условия, но выхлоп от этих действительно грандиозных усилий – несоизмеримо скромный.

Почему так? В реплике Константина Басманова прозвучал термин «рентабельность», который является ключом к проблеме. В Российской Федерации не принято просчитывать и нормировать рентабельность проектов. Это требует другого уровня управленческой дисциплины: базовых понятий стратегического планирования. Однако в стране даже нет государственного органа с таким функционалом.

Проблема низкой маржинальности бизнеса актуальна не только для 44-ФЗ, структура корпоративных закупок также стремится к максимальной экономии и «высушиванию» поставщика. Об этом на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» говорил Андрей Храмкин, директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий:

– И в госзакупках, и в корпоративном секторе заказчики тоже представляют государство. Помимо качества, своевременности и прочих критериев закупки, всем хочется сэкономить. Но важно помнить, что контрагенты поставщики  – это не враги. Экономия заказчика – это, в определенном смысле, их потерянная прибыль. Нельзя высушивать поставщика, у него пропадает весь стимул к работе и не остается средств на развитие бизнеса. Госзаказ – это надежно, стабильно и хорошо, но его не сильно любят, потому что денег немного, потому что прибыли немного. Надо постараться купить  выгодно, но при этом не убить бизнес, с которым мы работаем.  

Заметим, что предложения «ОПОРЫ РОССИИ» в части послаблений налогового режима – это опосредованная попытка улучшить рентабельность бизнеса в государственных и корпоративных контрактах. Но налоговые льготы – это крайняя мера. Можно было бы обойтись без нее, если бы в стране работали системы нормирования затрат и нормирования прибыли малых  и средних предприятий, основанные на проектировании кооперационных цепочек в механизмах гарантированного заказа. Соответствующий сверхпродуктивный опыт есть у азиатских экономик: Китая и Японии. Его надо изучать и копировать лучшее.

Возвращаясь к хроническим проблемам бизнеса, обозначенным в совместной аналитике «ОПОРЫ» и «Промсвязьбанка»: были зафиксированы и важные улучшения.

Так, с 2021 года существенно снизилось количество грубых нарушений в системе госзакупок, связанных с подделкой технических заданий в пользу одного поставщика, с манипулированием условиями закупки. – Доля таких ответов за эти два года снизилась с 21% до 18%, – сообщил Константин Басманов на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». –  Опрос, я напоминаю, анонимный. Поэтому в этом смысле можно доверять предпринимателям.

Банковская система выступает в роли третьей силы, прямо влияющей на самочувствие бизнеса в стране.

Нельзя не заметить, что в последние годы акценты и функции основного кредитора МСП сместились с коммерческих банков на государственные институты развития («Корпорация МСП, Фонд развития промышленности) и на так называемые «опорные банки». ПСБ усовершенствовал линейку гарантийных и кредитных продуктов для предпринимателей. Они предоставляются без запроса финансовой отчетности и в ускоренном режиме. – Второй год у нас работает обмен данными с налоговой службой. Больше 30 миллиардов кредитов и больше половины всех гарантий – это 90 миллиардов рублей – мы выдали без запроса финансовых документов у поставщиков по 44 и 223. Клиенты очень позитивно реагируют на практику, когда банки начинают приходить уже с готовым решением, опираясь на их существующую официальную отчетность и контрактный опыт, – рассказал на Форуме Константин Басманов.

Александр Калинин, президент «ОПОРЫ РОССИИ»:

– Нам впервые удалось добиться того, что малый и средний бизнес уже несколько лет получает более триллиона рублей льготных кредитов. Корпорация МСП вместе с Внешэкономбанком запустила зонтичные гарантии. То есть люди фактически без залогов получают сегодня до 30 миллионов рублей. Госкорпорации в прошлом году купили продукцию у малого и среднего бизнеса на семь триллионов рублей. Таких закупок раньше не было.

Наконец, для МСП существует нестандартный «цифровой сценарий», от которого много не ждут (и в учебниках не пишут), но который в перспективе способен стать магистральной веткой развития предпринимательства в стране. Это – массовое строительство сервисов закупок малого объема (ЗМО)  с вовлечением в электронные витрины тысяч новых предпринимателей.

Опыт Москвы, представленный на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», показывает, что это возможно. Однако остаются вопросы, на которые пока нет ответов. Будет ли увеличиваться легальная квота таких закупок? Каким образом будет отрегулировано соотношение «цена-качество»? Как избежать монополизации рынка больших данных?

Автор: Андрей Троянский

Скопировать ссылку