Региональный конструктор бизнес-коммуникаций

В апреле на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» Ростов презентовал региональную инновационную практику умной организации взаимодействия заказчиков и поставщиков «Внедрение в Ростовской области цифровой коммуникационной платформы импортозамещения технологического суверенитета «Ростов Экспо Диджитал».

Она применима и к сегменту коммерческих закупок, и к сфере действия двух законов 223-ФЗ и 44-ФЗ. Кроме того система позиционируется как спецпроект, способствующий развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

Суть в том, что региональные власти выступают в роли коммутатора и распорядителя мер государственной поддержки, а также проецируют функцию государства в качестве основного заказчика на взаимоотношения между субъектами экономики.

Сергей Глущенко, заместитель министра экономического развития Ростовской области (Открытое заседание экспертного совета общероссийской Общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» XVIII Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ»):

– Данная практика – это не сиюминутное решение, это результат долгих предварительных проработок экономического блока Ростовской области и лично министра экономического развития Максима Папушенко при безусловной поддержке губернатора Ростовской области Василия Голубева.

Поводом для разработки стали внешние вызовы и новые условия работы национальной экономики. Если прежде можно было полагаться на определенную самоорганизацию  рыночных процессов, то после эпидемиологических угроз 2020 года, и последовавших в 2022 году беспрецедентных санкционных мер, требуется созидательный импульс от государства.

Больше всего такое административное воздействие требуется в сфере производственной кооперации. Потому что формировавшиеся на протяжении нескольких десятилетий кооперационные цепочки российского бизнеса оказались разрушены.

– В сложившихся непростых для экономики условиях на передний план выходит не просто сохранение рентабельности предприятий, особенно малого, среднего бизнеса, а элементарное его выживание, – пояснил Сергей Глущенко. – Нужна новая промышленная и логистическая кооперация взамен оборвавшейся.

Одновременно у региональных заказчиков, в том числе у крупных корпоративных, возникает потребность в добросовестных поставщиках отечественной импортозамещающей продукции в процедурных рамках законодательства о закупках.

Лидия Никифорова, председатель правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»:

– Считаем, что в Ростове разработали техничный способ расширения номенклатуры импортозамещаемой продукции. При оценке таких процессов нужно полагаться не только на финансовую составляющую, но и на реальные производственные процессы. Действительно ли  регион обеспечивает свою технологическую безопасность? Ответ положительный, если субъект расширяет список предприятий и продукции, которую он может заменить с импортной на отечественную.

«Цифровая ВДНХ»   

Все это стало поводом для разработки и внедрения в Ростовской области специальной коммуникационной платформы. Она позволяет выстраивать новые звенья технологических связей на корпоративной, а главное – безвозмездной основе. Важно, что система настроена на интеграцию бизнеса и промышленности соседей (четырех новых субъектов РФ из недавно присоединившихся территорий) в экономику Ростовской области. Они уже активно взаимодействуют с местными производителями.

Точкой отсчета в решении этой задачи и эффективным каналом для создания новых кооперационных цепочек бизнеса в регионе послужили стратегические коммуникационные сессии Минэкономразвития Ростовской области, которые проводились с апреля 2022 года на базе созданного при поддержке губернатор Центра кооперации импортозамещения и трансфера технологий.

– Эти сессии представляли собой, скажем так, открытый коммуникационный клуб с участием представителей власти, бизнес-сообщества, институтов поддержки предпринимательства, опорных региональных вузов. Сессии проходили одновременно и в онлайн, и в офлайн формате с предварительной регистрацией участников на федеральной платформе высокотехнологичных стартапов Лидер ID, – рассказал Глущенко.

Сессии были разделены по отраслям: микроэлектроника, автопром, химическая промышленность, сельхозтехника,  IT сфера и применение искусственного интеллекта. Две из них прошли в выездном формате, их провели непосредственно на площадках производственных предприятий Ростовской области.

Очные встречи регуляторов, заказчиков и поставщиков позволили сформировать деловую среду всему спектру бизнес-коммуникаций: это и В2В формат – бизнес для бизнеса; и формат В2С бизнес для конечного потребителя; и В2G – бизнес для государства.

Общее число участников в 27 проведенных сессиях за период с апреля по декабрь 2022 года составило свыше 1500 человек. А число юридических лиц участников сессии превысило 450 организаций. Органы региональной власти провели серьезную аналитическую работу по выявлению реальных проблем бизнеса. Анкетирование участников показало, что большинство компаний региона нашли полезные контакты, обеспечили новые заказы и вышли на новые контракты. Кроме того, созданная платформа коммуникаций позволила предприятиям изучить потенциал донских вузов. Это важно для решения острого кадрового вопроса, и для внедрения инновационных научно-технологических решений. Был выработан прозрачный и информативный механизм доведения господдержки до предпринимателей региона (в том числе от Федерального фонда содействия инновациям, это около полумиллиарда рублей).

Логичным завершением организационных усилий государства стало создание в декабре 2022 года специального портала о производственном и научно-техническом потенциале региональных производителей, получившего название «Ростов Экспо Диджитал».

Максим Папушенко, министр экономического развития Ростовской области:

– По сути, это площадка своего рода цифровая ВДНХ, которая позволяет продвигать товары, продукты, услуги наших донских компаний по всему миру.

На площадке зарегистрированы все крупные системообразующие компании региона по шести отраслям: металлургия, металлообработка и машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность, легкая промышленность, транспорт, энергетика, инфраструктура, строительство, IT, электроника и наука. Портал позволяет на безвозмездной основе размещать основную информацию об организациях, а также сведениях о выпускаемой ими продукции и оказываемых услугах. Проверка и верификация данных на портале находится в ведении местных органов власти.

Параллельно со строительством «Цифрового ВДНХ» Ростовская область занимается активным и организованным продвижением своих предприятий и продукции на внешних рынках сбыта. С весны «офисы присутствия» Ростовской области создаются в дружественных странах, кроме Белоруссии и государств ЕАЭС в сферу интересов входят: Вьетнам, Индия, африканские страны, Турция и даже Южная Америка. Делегация от региона в начале года посещала Аргентину для налаживания деловых связей.

Справка

  • Оперативное взаимодействие всех участников закупок в Ростовской области с контролирующими органами и органами господдержки оцифровано с 2020 года.

  • Управлением государственных закупок и развития конкуренции минэкономразвития Ростовской области была проработана и внедрена усовершенствованная система оперативного информационно-методологического взаимодействия с региональными заказчиками «ИнфоПовод 2.0», основанная на непосредственном взаимодействии минэкономразвития со специалистами региональных заказчиков по всем самым оперативным вопросам в сфере закупок через аккаунты и электронные адреса специалистов и доступности для них материалов в режиме 24/7. Помимо всего прочего, система «ИнфоПовод» позволила значительно повысить эффективность контроля за публикацией в ЕИС ежегодных отчетов о закупках у малого и среднего бизнеса. В региональных органах контроля эту функцию называют «упреждающим мониторингом».

Автор: Виктория Сухорукова

Скопировать ссылку