«Закупки с полки» набирают вес: нормативные особенности и живая практика применения нового механизма
Механизм «закупки с полки» или «закупки малого объема» (ЗМО) с каждым годом набирает все большую популярность у заказчиков. Недавно норма об использовании электронных магазинов была скорректирована в 44-ФЗ, с тем, чтобы расширить возможности их использования для удовлетворения текущих нужд.
Ценовой порог одной такой закупки был увеличен с 3 до 5 млн рублей. Кроме того, до 100 млн рублей увеличен допустимый совокупный объем ЗМО. Важный нюанс: «закупки с полки» не включаются в годовые лимиты закупок у единственного поставщика (п.п 4, 5 и 5.1).
Результат этих нововведений обнаружился практически сразу: по данным ЕИС, количество опубликованных ЗМО по итогам мая 2023 года в 2,7 раза превысило апрельские показатели.
Пользоваться маркетплейсами элементарно выгодно, как с точки зрения экономии средств государственного заказчика, так и с точки зрения обнуления трудозатрат на проведение закупочных процедур. Маркетплейс позволяет восполнять текущие потребности автоматически, большинство функций в нем стандартизировано. С помощью ЗМО все чаще размещают заявки на социально значимые закупки: продукты питания, бытовая химия для учреждений, обучение сотрудников.
Формально, ЗМО классифицируются как закупки у единственного поставщика; но по факту, они обладают многими признаками конкурентных закупок. Причем конкуренция происходит не только в части цены, но и в соотношении цена-качество.
За развитием маркетплейсов следят не только заказчики, но и отраслевые объединения производителей и бизнеса. Так, в «ОПОРЕ РОССИИ» появилась специальная Комиссия по ЗМО, которая изучает и верифицирует лучшие практики «создания» маркетплейсов от электронных торговых площадок и от субъектов РФ. У организации есть возможность повлиять на дальнейшее нормативное регулирование.
Наряду с услугами по закупкам малого объема, которые активно предоставляют электронные торговые площадки, все большим спросом пользуются региональные сервисы и отраслевые сервисы ЗМО (специализирующиеся на каком-то отдельном сегменте рынка). Стремительно пошли в гору и корпоративные коммерческие площадки. Крупные компании, работающие по 223-ФЗ, также создают в рамках своих цифровых экосистем агрегаторы торгов малого объема, чтобы оперативно работать с небольшими поставщиками, восполняя текущие потребности. На данный момент насчитывается как минимум 14 маркетплейсов регионального типа.
Ряд субъектов РФ для этого способа закупок устанавливает внутреннее требование, что ЗМО проводятся с использованием региональных электронных магазинов (при этом может использоваться как схема переторжки, так и прямая закупка). Для некоторых видов товаров, (например в Москве) электронный магазин принципиально не используется. Обязательство использования или не использования электронного магазина, а также механизмы проведения закупочных процедур в законе не регламентированы. Это оставляет для субъектов РФ и для электронных торговых площадок определенную свободу действий в поиске наиболее эффективных решений. Характерно, что наиболее развитые маркетплейсы (в том числе региональные) опытным путем уже пришли к тому, что реализовать потребности заказчиков исключительно за счет поставщиков из одного субъекта – невозможно. Поэтому к ЗМО активно подключается бизнес соседних регионов. Наиболее ярко это заметно на примере электронных магазинов Москвы и Московской области.
Лидия Никифорова, председатель Правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»:
– Важно, чтобы и разработчики маркетплейсов все время между собой конкурировали и стремились создавать все более интересные, более эффективные системы закупок малого объема. Чтобы площадки, уже задействованные в регионах, динамично развивались, не останавливались на достигнутом.
При всей вариативности, которую допускает закон, сейчас можно определить некоторые общие технологические тенденции, по которым будут двигаться ЗМО, и неизбежные этапы дальнейшего развития. Один из них – это обязательная интеграция с ЕИС. Причем не только в части передачи данных о состоявшихся закупках с полки. Имеется в виду обратное взаимодействие систем: при формировании извещения о «закупке с полки» все заказчики должны будут использовать только каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) ЕИС.
Еще одна тенденция – это консолидация маркетплейсов по функционалу и типу поставщиков. Сейчас единого информационного источника, объединяющего все электронные магазины хотя бы в общий список – нет. Но однажды такой реестр появится: просто по закону больших данных. Возможность выхода на разные региональные маркетплейсы из кабинета пользователя уже реализована на некоторых крупных электронных торговых площадках. Например, такой функционал есть у «РТС-Тендер».
В апреле на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» был представлен необычный, комбинированный опыт создания системы закупок малого объема. В Нижегородской области ЗМО можно проводить как через местный портал поставщиков, так и через интеграцию с «внешней» электронной торговой площадкой.
Региональная информационная система насчитывает уже более 4000 заказчиков, что позволило Минфину Нижегородской области на уровне всего региона создать единую инфраструктуру для осуществления закупочной деятельности и применить унифицированный подход к использованию справочных учетных систем с целью повышения уровня контроля и внедрения новых модулей, таких как интеграция с электронными магазинами.
В 2020 году Минфину Постановлением Правительства было поручено внедрить функционал закупок малого объема. Эта работа осуществлялась непосредственно под контролем заместителя губернатора Егора Полякова. Региональным Минфином были разработаны 2 сценария осуществления закупок.
- Первый сценарий – это интеграция с электронными магазинами.
- Второй сценарий – это регистрация бумажных договоров по закупкам малого объема без интеграции на электронной площадке.
Интеграция проходила с двумя электронными магазинами. Первый – это региональный Портал поставщиков. Он дает большие возможности привлечения подрядчиков и исполнителей. Порядка 10-15% осуществляется экономии в результате переторжки. При этом, в Нижегородской области уже зарегистрировано порядка 2500 местных поставщиков. Государственный заказ стал для малого и среднего бизнеса важнейшим драйвером роста.
Второй площадкой стал ОТС-Маркет. Зачем под ЗМО были подведены две информационные базы? Поясняет Александр Цололо, руководитель управления государственных закупок Министерства финансов Нижегородской области:
– Это было сделано для того, чтобы появилась более развитая конкуренция, привлекалось дополнительное количество поставщиков из двух целевых баз. Естественно, тоже в поле данного электронного магазина зарегистрировано достаточное количество нижегородских товаропроизводителей. Особенностью системы закупок малого объема в Нижегородской области является то, что основной акцент был сделан на аккумуляцию данных именно в региональной информационной системе. То есть вся информация собирается независимо от того, проводится эта закупка с учетом электронного магазина или она проводится при регистрации бумажных документов.
Информация о количестве осуществленных закупок, заключенных контрактов на разных маркетплейсах, использованных бюджетных средств полностью аккумулируется в системе. С возможностью выбора при этом любого магазина, мониторинга и самое главное – детализации по каждому контракту и в итоге экономии бюджетных средств. Новый функционал закупок малого объема позволяет не только Министерству финансов, но и каждому муниципальному финансовому органу дополнительно осуществлять автоматизированный контроль лимитов бюджетных средств по закупкам малого объема. И формировать, соответственно, отчеты об экономии и мониторинге закупаемой продукции.
- По данным на начало 2023 года, в системе по закупкам малого объема Нижегородской области работает 900 госучреждений и порядка 700 муниципальных заказчиков из 14 муниципальных округов. Остальные муниципальные образования региона присоединятся к маркетплейсу с 2024 года.
Автор: Андрей Троянский