ГИС ЕИС – как меняется система в ответ на вызовы

Федеральное казначейство совместно с министерством Финансов России разработало и применило меры адаптации российской системы закупок к условиям санкций и требованиям экономической мобилизации страны.

Это комплекс послаблений и ужесточений для заказчиков и поставщиков, в том числе, в рамках недавно принятого 154-ФЗ. Новые условия закупок потребовали корректировки методов финансового контроля.

Одним из главных вызовов 2022 года для ведомства стало обеспечение информационной безопасности всей системы, которая подверглась многочисленным атакам. На экстренный случай прорабатывался даже сценарий возвращения закупочных процессов в бумажный режим.

Все силовые органы государства с 1 января 2022 года перешли на работу в закрытом режиме ГИС ЕИС. В течение двух лет перед этим в Федеральном казначействе занимались аттестацией этой системы, которой был присвоен наивысший класс информационной безопасности К-1.

Целый комплекс мер был принят для нейтрализации негативного эффекта от антироссийских санкций в отношении заказчиков и поставщиков. Не только в 44-ФЗ, но и в сфере действия 223-ФЗ, в рамках которого осуществляются закупки госкомпаний, госкорпораций и естественных монополий.

Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства (Межрегиональная конференция “Закупки-2023”):

– Нам нужно было защитить работу их подрядчиков и поставщиков, чтобы при контрактации с этими заказчиками они также не попадали под санкционный удар.

Меры нейтрализации антироссийских санкций в системе закупок:

  • Автоплатежи: сокращение сроков оплаты по контрактам с 30 до 7 р.д. (ч.13.1 статьи 34 44-ФЗ).
  • Запрос котировок без огр. НМЦК/СГОЗ по товарам для нормального жизнеобеспечения в т.ч. мед. изделия (пп. «а» п. 2 ч.10 ст. 24 44-ФЗ).
  • Неприменение требования о списании неустоек (санкции или мобилизация) (пп. «г» п2. Правил, утв. ПП РФ от 04.06.18 №783).
  • Доп. случаи закупок у ед. поставщика по решению Правительства и субъектов РФ (ч. 1 и ч. 2 ст. 15 44-ФЗ).
  • При поставке лекарств/мед. изделий допускается изменение кол-ва товара/цены в пределах 30% (ч.65.2 ст. 112 44-ФЗ).
  • Право не устанавливать обеспечение исп. контракта/гарант. обязательств, за искл. аванса без КС (ч.64.1 ст. 112 44-ФЗ).
  • Авансовые платежи в размере от 30% до 50% в отношении контрактов с КС (ПП РФ от 06.03.2023 №348).
  • Изменение любых сущ. условий контрактов по реш. Прав-ва РФ/ субъекта РФ/ муниципалитета РФ (ч.65.1 ст. 112 44-ФЗ).

Статистика госзакупок в динамике за 2021 и 2022 годы включительно свидетельствует о том, что произошел резкий рост контрактации с единственными поставщиками. В период до начала СВО объем таких контрактов не превышал 2 трлн рублей в год. За 2022 год эта планка перевалила за 2,5 трлн рублей, а в 2023 году объем таких контрактов еще больше. После того, как главам субъектов РФ было предоставлено такое право они начали все более решительно им пользоваться. Характерно, что в основном данная привилегия применяется в сфере строительства. Это сказывается на результатах экономии. Существенно снизилось количество закупочных процедур и количество жалоб в ФАС России (с 60 тыс.  до 30 тыс. жалоб за год).

– Необходимо исходить из объективных требований реальной экономики, при этом не потерять прослеживаемость между документами-основаниями, скорость платежей, возможности анализа информации, – пояснила Анна Катамадзе. – Основным своим направлением работы на ближайшее время мы видим переход в цифровой режим всех едпоставщиков. Соответствующие нормы уже приняты (в рамках 360-ФЗ и 420-ФЗ).

Важно! С 1 октября текущего года вступают в силу нормы, позволяющие заказчикам формировать проекты контрактов с использованием ГИС ЕИС в структурированном виде. Цифровые контракты будут формироваться автоматически на основе проектов, приложенных к извещениям на основе заявок, полученных электронными площадками (протоколов). Все основные существенные условия автоматически поступят из извещения и заявки в цифровой контракт. Заказчики только проверят условия контракта и направят на подпись поставщику. Это позволит уйти от «глазного контроля» при внесении сведений в Реестр контрактов. А с 1 апреля 2024 года иного варианта подписания контракта в ГИС ЕИС уже не будет: только цифровой вид. Норма будет распространяться на государственных и муниципальных заказчиков.

С 1 июля 2024 года вступят в силу отдельные положения, устанавливающие обязанность (или, в отдельных случаях, право) перевода на цифровую контрактацию единственных поставщиков.

– Одно из наиболее серьезных направлений связано с переводом в электронный вид контрактации в коммунальной отрасли, – пояснила Анна Катамадзе. – Мы с отдельными организациями коммунального комплекса и естественными монополиями ведем такой диалог. В связи со сложными системами расчетов коллеги неохотно идут на перевод в цифру. Но мы все равно к этом придем.   

Также с 1 июля 2024 года в цифровой вид переводятся все дополнительные соглашения.

Цифровой контракт в ГИС ЕИС подразумевает наличие структурированного документа. Титульный лист контракта, сформирован системой  и включает все основные условия. В ближайшее время он получит дополнительную опцию – сервис проверки и согласования визового экземпляра проекта контракта с использованием QR-кода. Прежде подписания контракт обыкновенно проходит множество этапов согласования внутри любой организации: требуются визы юриста, финансиста, бухгалтера…  Каждый из специалистов физически не сможет визировать контракт в системе ГИС ЕИС. Лицо, ответственное за подписание контракта в цифровом виде должно быть уверено в том, что документ действительно соответствует визовому экземпляру. В этом могут быть сомнения. Поэтому в Казначействе прорабатывают специальный сервис, где титул документа будет формироваться с уникальным ID, который можно распечатать из системы, приложив к нему все необходимые документы. Именно этот титульный лист при необходимости можно будет запустить как визовой экземпляр для внутреннего пользования. В своем роде, такой формат станет гарантией соответствия для первого лица.

Продолжается развитие казначейской системы «Риск-мониторинг», в которой на текущий момент работают все финансовые контролеры.

Целью системы автовыявления рисков и нарушений является переход от системы классических проверок по уже свершившимся нарушениям постфактум – к превентивному контролю (к так называемой системе наблюдения). В основе лежит методика заблаговременного предупреждения нарушений. По словам Анны Катамадзе, система риск-мониторинга позволяет  уже на этапе подписанного контракта в 90% случаев понимать наличие в нем нарушения.

– Подавляющая часть нарушений закладывается в сам контракт. Мы хотим фиксировать это и предупреждать в режиме цифрового взаимодействия между контролером, заказчиком и исполнителем в ГИС ЕИС. Чтобы по данному контракту не успели совершить платеж и, таким образом, перейти в состояние ущерба. Нарушений достаточно много, поскольку появилось множество дополнительных норм, позволяющих менять существенные условия контракта. Эти ошибки надо предвосхищать.

Массовое внедрение системы риск-мониторинга запланировано Федеральным казначейством на 2023—2024 годы. Основополагающим условием для этого является перевод в электронный документооборот не только конкурентных закупок, но всех процедур, связанных с размещением государственного или муниципального заказа.

В июле Казначейством был принят важный документ, который позволит подходить к контролю региональных закупок с единой методикой выявления нарушений: «Матрица определения негативных финансовых последствий нарушений требований законодательства при исполнении контрактов». Таким образом Федеральное казначейство начинает выработку единообразной правоприменительной практики при квалификации нарушений в сфере закупок и их последствий с учетом всех новаций законодательства.

Автор: Андрей Троянский

Скопировать ссылку