Возрастает роль местных властей и корпоративного сектора в программах развития бизнеса на всех уровнях
На недавнем заседании по стратегическому развитию и нацпроектам с участием Президента РФ Владимира Путина были обозначены контуры новой стратегии развития предпринимательства. Более заметная роль отводится субъектам РФ и их локальным программам. Полномочия местных властей также могут вырасти вместе с ответственностью за бизнес «который они приручили»…
По линии Минпромторга, есть предложением вице-премьера Дениса Мантурова развивать и совершенствовать систему промышленных кластеров. Вкратце поясним, что одним кластером предлагают считать кооперационную цепочку из нескольких производителей конкретной продукции, в том числе, если они работают в разных регионах. В совокупности они образуют кластер (получатель соответствующей поддержки и льгот).
В свою очередь, Всероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса ОПОРА РОССИИ предлагает расширить кластерный механизм, предварительно предусмотрев в кооперационной цепочке «вставки» для небольших региональных компаний.
– Считаем что в нее должны входить не только СПИКи, с порогом инвестиций от 700 млн.руб, но и приоритетные инвестпроекты регионов, где порог входа ниже. Так мы сможем поддержать пониженной ставкой страховых взносов 7.6% не только крупные, но и средние инвестиционные проекты, – предложил президент ОПОРЫ Александр Калинин.
– Сейчас под руководством Первого вице-премьера Андрея Белоусова прорабатывается вопросы стимулирование малых инвестиций в рамках инвестстандартов муниципалитетов, и мы считаем, что порог мониторинга и поддержки там должен начинаться от 10 миллионов рублей, – сообщает Калинин.
Новый пакет мер поддержки МСП от Минэкономразвития предусматривает три базовых функции: стимулы для предпринимательского старта, продление «жизни» компаний и структурную поддержку.
Кроме того, предполагается, что каждый регион будет разрабатывать свою собственную программу помощи МСП с учетом местной специфики. Таким образом, есть явная тенденция к тому, чтобы сделать развитие бизнеса – основной прерогативой и зоной ответственности регионов.
Наряду с регионами «второй силой», на которую возлагают миссию развития МСП, выступают госкомпании и госкорпорации. Правительство вменяет им эту функцию в добровольно-принудительном порядке, аккуратно расширяя пакет способов вовлечения небольших компаний в деятельность субъектов 223-ФЗ.
Кроме уже традиционной обязательной квоты на закупки корпораций у малого и среднего бизнеса в размере 25%, активно внедряется сценарий так называемого «доращивания поставщиков». Суть в том, что большие корпоративные заказчики покрывают часть своих потребностей за счет продукции и услугам малых отечественных компаний, разработчиков, стартапов. Это либо «доработка» дефицитной (импортозамещаемой) продукции под нужды корпорации, либо осмысленное внедрение МСП в производственную кооперационную цепочку. Законом предусмотрено несколько способов реализации программы доращивания.
Это относительно новый метод, однако его с подачи Правительства РФ уже начали применять крупнейшие корпорации страны. Поэтому его расширение и масштабирование на все отрасли 223-ФЗ неизбежно. Кроме того прослеживается явная тенденция к участию в этих процессах уполномоченных органов закупок субъектов РФ. Регионы в этой схеме берут на себя функции организатора, грубо говоря, они занимаются маркетингом и страхованием рисков.
У программы доращивания есть легальный государственный интегратор «Корпорация МСП», который выступает и в роли проводника адресной финансовой поддержки по проектам, и в роли условного «смотрящего» за качеством реализации этих проектов. Цифровая платформа МСП.РФ является местом встречи для всех сторон, задействованных в проекте. Создан специальный сервис «Производственная кооперация и сбыт, где размещаются потребности российских компаний в конкретных видах продукции. По состоянию на август этот перечень включает более 250 номенклатурных позиций. Это при том, что запущен он был всего лишь в апреле текущего года. За несколько месяцев это серьезный прогресс. Сервис позволяет получить отклик в режиме онлайн.
К примеру, Сахалинское морское пароходство ищет поставщиков частей для судовых двигателей. А Хабаровский речной торговый порт спецодежду и горюче-смазочные материалы. Московской компании «Аквасити» требуются поставщики лакокрасочных материалов, растворителя, реактивов и т.д. КАО «Азот» из Кемеровской области ищет производителей герметика. Из самого актуального и наукоемкого: дочерняя структура Ростелекома АО «РТКомм.РУ» проводит отбор заявок от субъектов МСП на участие в программе по развитию («выращиванию») поставщиков по направлению «Поставка антенных систем С-диапазона и дополнительного оборудования».
Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП:
– Корпорация МСП помогает малому и среднему бизнесу налаживать обратную связь с заказчиками и организовывать с ними прямые переговоры по условиям сотрудничества. Сегодня на Цифровой платформе МСП.РФ размещены запросы более 190 российских и зарубежных производственных и торговых компаний. Они ищут поставщиков по более чем 6 тыс. номенклатурным позициям.
Любопытно, что интерес к сервису уже начали проявлять иностранные заказчики: Беларусь, Армения, ОАЭ, Индия…
223-ФЗ эволюционирует в пользу малого бизнеса
Со стороны субъектов РФ подготовлен широкий блок нормативных регулировок, которые упростят работу бизнеса в качестве поставщиков и исполнителей по 223-ФЗ. Комплекс этих предложений проходит постоянную верификацию в «Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам». Часть предложений обсуждалась на крупнейшем публичном мероприятии закупочной отрасли XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в начале года.
С 90% вероятностью можно утверждать, что некоторые из них обретут силу закона в ближайшее время:
- Региональные власти предлагают внести изменения в финансовые обязательства по договору. Установить размер обеспечения исполнения договора от цены заключаемого договора, а не от начальной цены договора. Освободить от предоставления обеспечения договора победителей, если они смогут подтвердить свой опыт тремя договорами по 223-ФЗ или контрактами по 44-ФЗ без применения неустоек. Уменьшить размер самих обеспечительных мер: обеспечения заявки — до 1% от начальной максимальной цены договора (НМЦД), исполнения договора — до 5%. Разрешить региональным гарантийным организациям (РГО) предоставлять независимые гарантии. Сейчас это могут делать только банки и ВЭБ.РФ. Аналогичные преимущества для малого бизнеса уже работают в госзакупках, требования которых регламентированы ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ.
- Увеличение ценового порога для «закупок с полки». Ценовой порог для «закупок с полки» с 20 млн рублей повысят до 50 млн. В частности, с таким предложением последовательно выступали на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» представители Москвы. Безусловно, такая мера, положительно отразится на самочувствии МСП. Сейчас в России наблюдается стремительное развитие электронных сервисов развития закупок малого объема (ЗМО): растет и число таких сервисов, их функционал и номенклатура, и объем самих закупок. Формально ЗМО не относятся к конкурентным механизмам закупок, но по факту, таковыми являются.
Третий тип предложений со стороны регионов – это все, что касается стандартизации технических заданий (библиотеки типовых ТЗ, автоматизация составления ТЗ при помощи цифровых сервисов и шаблонов). Однако эта сфера остается дискуссионной и наиболее проблемной в 223-ФЗ, поэтому вряд ли получит развитие в законодательстве в ближайшей перспективе.
Справка
- На текущий момент свыше10 крупнейших заказчиков страны разработали и утвердили собственные программы доращивания поставщиков. Детально ознакомиться с ними можно на сайте АО «Корпорации «МСП» по ссылке.По данным ЦБ РФ, в июне 2023 года МСП был выдан рекордный объем новых кредитов 1,376 трлн рублей. Это абсолютный максимум за все время наблюдения. Средний размер кредита МСП вырос до 5,3 млн руб. (4,8 млн месяцем ранее), число компаний, получивших ссуду,— до 223 тыс. Однако это происходило до повышения ключевой ставки. Дальнейшая динамика кредитования под большим вопросом.