Реестр ЗМО, «опрозрачивание» 223-ФЗ: интересное в ближайших планах Федерального казначейства
На VII Санкт-Петербургском международном форуме контрактных отношений был представлен обзор ключевых моментов развития контрактной системы.
Федеральное казначейство является источником наиболее информативной статистики по государственному заказу. Цифры говорят о возвращении экономики страны в привычное русло. В 2023 году объем контрактации и договорной работы по двум законам 44-ФЗ и 223-ФЗ уже составляет порядка 30 трлн рублей. На текущий момент в едином реестре участников закупок зарегистрировано 733 тысячи поставщиков, а также порядка 230 тыс бюджетных организаций и иных организаций, действующих в рамках 223-ФЗ. Объем операций, проводимых в системе, составляет порядка 100 млрд транзакций в год. ЕИС выполняет колоссальный объем комплексных разнонаправленных задач.
Существенными нормативными изменениями, повлиявшими на состояние внутреннего рынка России стало увеличение планки НМЦК по котировкам – до 10 млн рублей, и по так называемым «закупкам с полки» (электронные магазины) – до 5 млн рублей.
Цифровой структурированный контракт
Продолжается системная работа по внедрению основополагающего 360-ФЗ в хозяйственный обиход страны. С 1 октября 2023 года произойдет запуск «цифрового структурированного контракта», а с 1 апреля 2024 года – этот инструмент будет задействован на тотальных принципах для всех участников конкурентных процедур.
Это аналог цифрового акта приемки товаров, работ и услуг: он подразумевает формирование титула со структурированным набором информации, которая генерируется автоматически (частично из Извещения, частично из Заявки). Формирование большей части реквизитов будет происходить через набор этой неизменяемой информации, в том числе по закупкам лекарственных препаратов. До минимума снизит трудозатраты, связанные с глазной проверкой сведений при внесении в Реестр контракта. Формирование бюджетных обязательств будет происходить автоматически, для тех кто находится на казначейском обслуживании. Автоматическое формирование актов приемки на основе ранее заполненных данных в реестре контрактов.
– По сути, мы увязываем между собой все данные в виде структуры. Самой объемной работой является глазной контроль при внесении сведений в Реестр контрактов (как для контролеров, так и для заказчиков), – поясняет замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.
Казначейство рекомендует всем заказчикам уже с октября начать активно использовать обновленный функционал, чтобы к нему заранее адаптироваться. Также с 1 апреля следующего года обязательным для всех видов закупок у единственного поставщика становится электронное актирование.
Ускорилось формирование платежных документов
При этом программа автоплатежей еще больше упрощает этот процесс. В прошлом году автоплатежи внедрены для всех федеральных заказчиков, в текущем году – до 1 января планируется полностью завершить перевод всех заказчиков регионального и муниципального уровня. Формирование распоряжения на совершения казначейского платежа для них осуществляется исключительно в ЕИС, исключительно на основе сведений об исполнении контракта, взятых из Реестра контрактов. Возможность для формирования заявок на кассовый расход через иные системы будет закрыта.
Правоприменительный опыт на федеральных заказчиках показал, что платежи удалось перевести в режим «день в день» (с момента о подписании акта выполненных работ). Это очень эффективный показатель. До нуля снизился процент отказов по неправильно сформированным платежкам.
Рамочная реформа 223-ФЗ
Закрытый контур по 223-ФЗ в рамках ЕИС начал работать с 1 апреля. Таким образом, закупки корпораций удалось вернуть в зону контроля. В том числе благодаря поправкам, которые подготовил Минфин России.
– По объему договорной работы мы видим, что все заказчики по 223-ФЗ вернулись (в систему), – рассказал Анна Катамадзе. – Мы выходим на цифры прошлых лет.
– По внедрению электронного актирования в 223-ФЗ, перед нами поставлена такая задача от Правительства России. Не будем забывать, что по этому закону у нас работают не только коммерческие организации. Там есть госкорпорации, получающие большой объем финансирования от государства, автономные бюджетные учреждения, которые работают частично по 223-ФЗ и другие организации, имеющие большие объемы бюджетного софинансирования.
В каком виде сейчас находится реестр контрактов по 223-ФЗ? Его конечное использование ограничено. Планируется ли его привести к тому формату, который существует для 44-ФЗ?
По словам, Анны Катамадзе, для этого потребуется править постановление.
– В рамках поручения первого вице-премьера по внедрению электронного актирования в 223-ФЗ будем обсуждать конфигурацию текущего реестра. В силу того, что он недостаточно информативен: ни для аналитики, ни для решения задач, связанных с оплатами. Так, в 223-ФЗ есть норма о том, что нельзя осуществлять оплату с превышением сроков (7-10 дней) с оговоркой «за исключением случаев, установленных положением». Как нам обеспечить эту норму при текущем состоянии реестра? Будем прорабатывать эту задачу в рамках поручения Правительства.
В текущем году функционал ЕИС по электронному обжалованию распространили на закрытый контур закупок. Можно подать жалобу в том числе на закупки связанные с санкционными заказчиками и поставщиками.
В ЕИС будет создан Реестр закупок малого объема (ЗМО)
– Пусть это не пугает наших региональных партнеров, у которых есть электронные магазины. К самой практике мы вопросов не имеем. Но нам важно первичную информацию, связанную со сделками, привести в упорядоченный вид реестра. В любом случае, все документы-основания по оплате в закупках малого объема поступают в Казначейство. Но это происходит в хаотичном виде. При этом ЗМО составляют примерно 1 триллион рублей. Это слишком серьезная сумма для того, чтобы плохо контролировать факты превышение лимитов или превышение объемов финансового обеспечения. Нас больше интересуют результаты сделок, а не процедурная часть самого процесса закупок.
Историю с развитием региональных информационных систем и электронных закупочных практик, Казначейство полностью поддерживает.
Продолжается большая техническая работа по оцифровке и переформатированию закупочного законодательства в сфере строительства.
Акты выполненных работ приведены в соответствие с подзаконными актами строительной отрасли. Смета контракта формируется в соответствии с приказами Минстроя (накопительная, обычная, укрупненная…). В части формирования закупочной документации поставлена зеркальная задача – по интеграции сметных и бухгалтерских систем с ЕИС.
– Мы намерены связать контракты с локальными сметами, – поясняет замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. – Стоит задача, связанная с укрупнением этих смет, с укрупнением позиций контракта до конструктивных элементов, с привязкой каждого конструктивного элемента к локальным сметам и позициям проекта, в соответствии с которым они были укрупнены. Это нужно для полного опрозрачивания данного процесса: в том числе для Минстроя России.
Риск-мониторинг и профилактика ошибок
С 1 ноября текущего года Казначейство запускает полностью импортозамещенную версию аналитической системы профилактики нарушений в закупках «Риск-модуль». В ней будет функционал не только для контролеров, заказчики тоже смогут видеть часть аналитики, чтобы устранять нарушения в превентивном режиме. Заказчику в личный кабинет будут направляться предупреждения до проведения оплаты по контрактам, попадающим в зону риска. Момент «до проведения оплаты» является принципиальным.
- Важно! В июле 2023 года вступила в силу норма об интеграции региональных информационных систем (РИС) и корпоративных информационных систем (КИС) с Независимым регистратором. Таким образом, вся информация и фактура этих систем станет более прозрачной и доступной антимонопольного контроля. Вступила в силу норма, в соответствии с которой, не допускается передача в РИС информации «сокрытого характера» (так называемые «подвалы протоколов» с результатами допуска по поставщикам). При этом РИС должны получить соответствующую квалификацию по протоколу информационной безопасности К2.