Региональные бренды — следим за тенденцией
В ходе прямой линии Владимир Путин поставил задачу на системном уровне продвигать и региональные бренды, оказывая адресную поддержку местному бизнесу, занятому в производстве.
– Я сейчас обращаюсь к руководителям регионов, к своим коллегам, нужно взять это под контроль и всячески способствовать продвижению региональных брендов. Вы знаете, это существенным образом разнообразит наш рынок, сделает его интересным, насыщенным и более привлекательным для потребителя.
Во-первых, президент снял идеологическое табу; в нормативной логике системы закупок подразумевалось, что приоритет региональным брендам якобы создает угрозу конкуренции.
Во-вторых, процессы формирования рынков сбыта, адаптированных под местного производителя, давно идут с переменным успехом. И противостоять им бессмысленно.
Одной из первых по этому пути пошла Вологодская область, где уже больше двух лет действует дополнительный критерий качества «Настоящий вологодский продукт», подразумевающий наличие специального сертификата. Любопытно, что в свое время против данной инициативы боролась ФАС России, но проиграла.
Аналогичный стандарт «Продукт Башкортостана» с недавних пор начали внедрять в республике. В Москве работает целая отрасль поддержки локальных брендов – программа столичного правительства «Сделано в Москве».
Сверхпродуктивный рывок в расчете на своих сделал в этом году Ярославль. По инициативе губернатора региона Михаила Евраева появился инструмент поддержки сельхозтоваропроизводителей региона «Ярославский продукт». Фишка в том, что локальному продовольственному бизнесу системно обеспечивают не только рекламу, но и рынок сбыта. Проект «Фермерский уголок» гарантирует местным сельхозпроизводителям возможность продавать свою продукцию в крупнейших сетевых магазинах.
Проблематика региональных поставщиков напрямую связана с практикой «совместной закупки», централизованной экспертизы и приемки продукции. На протяжение последних лет это магистральная тема Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Поэтому за ее самым предметным и аргументированным обсуждением можно следить на полях форума 15-17 мая 2024 года на ВДНХ.
За передовым опытом субъектов РФ в этой области постоянно следит Союз закупщиков России. Уже сейчас по верифицированным практикам Вологодской и Нижегородской областей, которые ранее были представлены на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», видно, что региональные бренды – гораздо больше чем просто поддержка малого бизнеса, о которой сказал Президент. Это еще и контроль качества, и нарушение монопольных порядков ритейлерских сетей, и ценовое снижение по ряду номенклатурных позиций, и устранение посредников-перекупщиков.
Одна из самых интересных тем в повестке грядущего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».