Конверсия беспилотников, большие ожидания от нацпроекта БАС

Новый нацпроект по беспилотным авиасистемам был впервые анонсирован Минпромторгом в начале года на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». За короткое время он с нуля успел превратиться в полноценную государственную программу с понятными задачами, финансированием и промышленными мощностями. Однако остается масса вопросов по исполнению. В первую очередь, проблемы связаны со стандартизацией, сертификацией и кадрами.

Уже в самом начале ясно, что новую отрасль нельзя зацикливать только на оборонке. Именно гражданское применение обеспечит ее коммерческую окупаемость, научное развитие и приток специалистов. Но для выхода «в мир» требуется огромная работа, в том числе нормативная.

О перспективах конверсии недавно ярко рассказывал сенатора от Запорожской области, бывший глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

По его словам, трансферт технологий из гражданской отрасли в военную и обратно уже наблюдается невооруженным взглядом. Сегодня, например, аграрные дроны, применяемые Украиной могут нести на себе заряды от РПГ-7 и РПГ-9. Дмитрий Олегович поставил очень правильные вопросы, выступая на конференции, посвященной цифровизации логистических процессов.

– За 14 месяцев существования частной военной компании «Царские Волки» подготовлено 14 выпусков операторов БПЛА высокой квалификации. Для ударных, для разведывательных дронов, для камикадзе. Чем будут заниматься эти специалисты, когда СВО закончится? На базе Мелитопольского государственного университета мы открыли программу переподготовки операторов БПЛА гражданского назначения. С одной стороны, эти люди являются резервом для фронта, а с другой критически востребованными профессионалами после окончания СВО. Все поля и пашни, весь великий чернозем Новороссии, усеян смертоносным железом. Это следы дистанционного минирования при кассетных обстрелах, неразорвавшиеся снаряды, заложенные под почву противотанковые мины. Мы видим колоссальный потенциал для операторов БПЛА, которые будут оснащены датчиками спектрального анализа. Такие устройства способны различать даже разницу в почвах, не говоря уже о чужеродных фрагментах в земле. Создание карт мирных полей – это первостепенная задача мирного времени, которая потребует внимания и средств. Таких карт, к сожалению, нет, поскольку минирование серой полосы осуществляется в стихийных условиях, по одну и по другую линию фронта меняются военные кадры, которые отвечают за этот процесс. Поколение технических специалистов, которые пройдут через горнило войны, не должно быть потеряно. Это люди, которым уже сейчас нужно предложить сферу мирного применения их профессиональных способностей.

Также, по словам Рогозина, могут использоваться датчики, способные различать мины в почвенном покрове по температуре нагревания.

Дроны для освоения Севера

Донбасс – не единственная географическая зона, где могут быть реализованы компетенции вчерашних военных. Еще одна будущая отрасль, которая пока только зарождается, – это беспилотное освоение территорий Сибири и Русской Арктики. Сейчас в малонаселенных районах севера логистика осуществляется в основном при помощи вертолетов.

Вот  несколько цифр в пользу применения транспортных БПЛА за Уралом. Выкладка по Ненецкому автономному округу.

В среднем, час работы вертолета обходится бюджету в сумму от 220 до 380 тысяч рублей. Объем грузов, которые перевозятся в удаленные поселки вертолетами, составляет 90 тонн в год. Почтовые отправления – плюс еще 70 тонн. Каждый регион Севера и Сибири затрачивает колоссальные средства, субсидируя такие перевозки (как правило, на 90%). А ведь кроме доставки критически важных товаров населению, есть еще задачи по мониторингу инженерных сетей, трубопроводов, экологический мониторинг, пограничная служба. Число вылетов огромное и дорого обходится государству. На субсидирование одних только перевозок продовольствия в отдаленные районы Ненецкого автономного округа регион тратит 120 млн рублей ежегодно. Применение беспилотной авиации удешевило бы эти процессы в разы.

Сертификация и безопасность

Одним из неизбежных (и при этом самых трудноразрешимых) является вопрос безопасности и сертификации БПЛА мирного назначения. Правила сертификации всего, что летает в российском небе, определяют Росавиация и Минтранс России.  Не удивительно, что эти требования являются предельно жесткими. Они создавались для традиционной авиатехники.

С гражданскими дронами все сложнее, поскольку их требуется кратно больше, чем самолетов и вертолетов у них немного другой функционал, показатели надежности оборудования и материалов.

Поэтому существует компромиссная точка зрения на сертификацию БПЛА, которую поддерживают многие авторитетные специалисты. АНО «Центр развития транспортных технологий» (ЦРТТ) предлагает применять риск-ориентированный подход. Что это значит?

При его применении можно эффективно определить нормативные требования, учитывающие размеры воздушных судов, скорости их полетов, места их базирования и сложность выполняемых операций. Так, падение в поле сельскохозяйственного дрона с высоты в 2 метра даже не считается авиационным инцидентом. Соответственно, система сертификации должна учитывать все многообразии конструкций и назначений беспилотных авиационных систем.

Одно дело, если беспилотник нужен, например, только для авиахимработ — внесения удобрений в полях. И совсем другое дело – полеты БПЛА в зоне населенных пунктов, которые надо обязательно рассматривать в комплексе усугубляющих факторов (сложные метеоусловия, отрицательные температуры,  неустойчивая радиосвязь). Стандарты качества для такой техники должны быть не ниже, чем к самолетам и вертолетам малой авиации. А спрос и ответственность за их несоблюдение – должны быть еще жестче. Из-за массовости рынка и доступа к нему широкого круга лиц. В ЦРТТ отмечают, что практически ни один из существующих в России или, например, Китае аппаратов этим требованиям пока соответствовать не может. Над БПЛА городского назначения еще предстоит долгая работа.

Арктика и Сибирь с низкой плотностью населения являются удобными полигонами для испытания и адаптации БПЛА с различным функционалом для выработки эффективных решений.

  • Неожиданный факт: на текущий момент в нашей стране пока не выдан ни один полноценный сертификат на беспилотники тяжелого типа гражданского назначения. По данным ЦРТТ, ближе всех подошли к полноценному допуску к полётам пока вертолет БАС-200 от Ростеха (масса — 185 кг) и гражданская модификация одного из военных беспилотников (масса свыше 1 тонны).

Когда государство определится с единой стратегией сертификации БПЛА – появится возможность определить промышленные стандарты для производителей. В том числе, применительно к комплектующим и их российскому происхождению. Пока технические требования только вырисовываются. Есть, примерное понимание по характеристикам дронов для освоения севера.

Дальность полета – должна составлять не менее 300 км., грузоподъемность – минимум 25 кг. То есть, это, по сути дела, ударные дроны вертикального взлета и посадки, которые сегодня уже используются на фронте. Цифровые стандарты будущей отрасли вызревают в том числе в зоне СВО.

Заказы на низком старте

В декабре объем госзаказа на гражданские БПЛА до 2030 года был существенно скорректирован. Сумма приблизительных затрат оказалась прежней 188 млрд рулей против 200, которые назывались в начале года. При этом число машин сократилось в десятки раз. По обновленным данным Минпромторга, 12,9 тысяч единиц техники; изначально потребности госсектора оценивались в 480 тысяч единиц.

Любопытно, что закупки гражданских БПЛА уже идут в регионах полным ходом, даже несмотря на нехватку эксплуатационных правил и понятной сертификации. Пока это происходит в узкоспециализированных отраслях (сельское хозяйство, экологический мониторинг, чрезвычайные ситуации). Так, например, Минприроды Красноярского края готово потратить на закупки дронов пожарной охраны (27 шт.) 51 млн рублей до 2025 года.

Одновременно продолжается развитие финансовых механизмов для развития новой отрасли. В 2024 году в России будет запущена программа льготного лизинга беспилотников отечественного производства. Распоряжение о выделении на эти цели 2,5 млрд рублей подписал 21 декабря Председатель Правительства Михаил Мишустин. Ставка лизинга в зависимости от выбранных типов беспилотников от 3,5 до 8,5% годовых на срок от трех до пяти лет без авансовых платежей.

Бюджетные инвестиции будут направлены АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (АО «ГТЛК») на условиях софинансирования. АО «ГТЛК» в свою очередь привлечет для запуска программы еще 600 млн рублей.

Автор: Андрей Троянский

Скопировать ссылку