Строители направили регуляторам 38 предложений по изменению закупочного законодательства РФ в «стройке»

Москва. 25 марта. ИНТЕРФАКС — Строительная отрасль направила в Минфин и Минстрой РФ 38 предложений по коррекции закупочного законодательства в области строительства. Они подготовлены по результатам форума о закупках в строительстве и проектировании World Build/State Contract, говорится в сообщении СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций», являвшихся организаторами форума.

К числу наиболее важных изменений «строители» (подрядчики и заказчики) отнесли проведение строительных закупок только в виде конкурса (в настоящее время большая часть закупок проходит в форме электронного аукциона), отмену или конкретизацию понятий «нецелевое использование бюджетных средств» и «неэффективное использование бюджетных средств», введение зеркальных штрафных санкций за нарушение сроков и сокращение сроков оплаты госкомпаниями строго до 7 дней, запрет на замену материалов на более дешевые аналоги, учет логистических затрат в сметах и пр.

При этом в сообщении отмечается, что эти и другие предложения подготовлены на основании практического опыта, полученного в ходе проведения строительных закупок и реализации соответствующих проектов. Так, например, обязательность их проведения только в виде конкурса позволит решить проблему демпинга.

«В критериях выборах подрядчика 60% приходится на ценовые критерии (кто даст меньшую сумму при торгах) и только 40% отводится на квалификацию и опыт, — подчеркивается в сообщении. — В результате, заказчики выбирают победителем того, кто озвучит наименьшую сумму. Демпингующий подрядчик получает от заказчика денежные средства, выполнив, как правило, более или менее первичные работы, а затем расторгает контракт — в итоге сроки строительства растягиваются или срываются».

Для решения проблемы предлагается внести в законодательство поправку о проведении закупок на строительство и реконструкцию только с использованием механизма конкурса, где оценивается прежде всего опыт подрядчика.

В свою очередь, заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал в ходе форума, что в целом каких-то глобальных, структурных проблем в закупках в сфере строительства нет. К числу несуществующих проблем он отнес, в частности, демпинг.

«Проведенный нами анализ показал, что доля односторонних расторжений контрактов, которая в строительстве невелика и не превышает обычно 2%, никак не зависит от снижения цен, — сказал Лавров. — Иными словами, если цена совсем не снизилась, снизилась менее чем на 10%, или снизилась больше чем на 25%, вариация в одностороннем расторжении незначительная. Из этого можно сделать вывод, что такая проблема не существует».

Участники форума отметили также, что на неоправданное снижение стоимости строительства влияет индекс прогнозной инфляции — он рассчитывается только на один год (используется при определении начальной (максимальной) цены контракта), а строительство может идти пять лет. Эту проблему предлагается решить за счет смещения этапа распределения бюджетных средств на период после выбора подрядчика.

Подрядчики в области строительства отмечают также, что при работе с госкомпаниями сталкиваются с задержками по оплате исполненных контрактов, которые могут достигать 180 дней. При этом подчеркивается, что действующие нормы позволяют устанавливать значительный перекос в штрафных санкциях в пользу заказчиков. Так, при срыве сроков строительства подрядчики должны платить штраф в размере 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки. Заказчик, в свою очередь, за срыв сроков оплаты должен будет выплатить только 0,01% за 10 дней просрочки платежа.

В настоящее время в рамках закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) и 223-ФЗ установлен предельный срок оплаты по контрактам — 7 дней. Однако в 44-ФЗ этот срок является обязательным, а согласно 223-ФЗ заказчики могут устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты.

Впрочем, в конце прошлого года в Госдуму РФ был внесен законопроект, предусматривающий исключение из 223-ФЗ нормы, согласно которой госкомпании могут устанавливать в своих положениях о закупках «иной срок оплаты», отличный от «базового» срока, предусмотренного законом — 7 рабочих дней.

Строители указывают также на излишние полномочия Главгосэкспертизы, которая занимается проверкой строительных проектов и может вносить в них лишние изменения. Речь идет о том, что Главгосэкспертиза может корректировать перечень строительных ресурсов, которые предполагается использовать при строительстве того или иного объекта. В частности, делать замену на более дешевые аналоги, что не всегда оправдано и эффективно.

«Также экспертиза исключает логистику из смет, при этом логистика возникает в контрактах, и подрядчику приходится брать расходы на себя, когда необходимо перевести материал из одного региона в другой, — отмечается в предложении строителей. — Необходимо запретить замену материалов на более дешевые аналоги и включить стоимость перевоза материала из одного региона в другой в обязательный порядок формирования смет».

«Инициативы участников форума слышат в федеральных органах власти, — отметил заместитель гендиректора СРО „Уральское объединение строителей“ и СРО „Лига проектных организаций“ Денис Снетков, слова которого приводятся в сообщении. — Например, были приняты предложения отрасли о повышении до 50% предельного порога авансирования по строительным контрактам, снижен размер обеспечения».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3272

Скопировать ссылку