«ФАС России уже применяет регулирование маркетплейсов в соответствии с пятым антимонопольным пакетом», — Сергей Пузыревский

В рамках XII Петербургского Международного юридического форума, ФАС России озвучила позицию по поводу регулирования маркетплейсов.

Что нужно в антимонопольном регулировании при меняющихся современных условиях. Мы только что обсуждали маркетплейсы и цифровые платформы. Есть серьезная дискуссия, как к ним относиться с точки зрения антимонопольного законодательства. Как воспринимать новых игроков, не обладающих традиционными признаками доминирования на товарном рынке, но которые, при этом, могут влиять на поведение хозяйствующих субъектов.

Сергей Пузыревский, замглавы ФАС России:

– Если с этих позиций посмотреть на цифровые платформы, то у них доли на товарных рынках (как правило) не существует. Найти традиционную рыночную власть там невозможно. На мой взгляд, очень важно, что мы антимонопольное законодательство переводим в парадигму правильного поиска рыночной власти, и (при наличии таких элементов) начинаем применять антимонопольные механизмы.

По мнению эксперта, пятый антимонопольный пакет – это шаг вперед с точки зрения осовременивания законодательства: мы используем не только традиционные механизмы оценки влияния монополиста на товарные рынки. В том числе сложные, которые задействованы на цифровых платформах.

– У нас появилось специальное регулирование. Несмотря на то, что оно было принято в сентябре прошлого года, реально действовать новые правила начали только весной 2024 года, когда был снят мораторий на проверки IT-компаний. Когда мы смогли для тех цифровых компаний которые соответствуют определенным критериям (свидетельствующим о наличии у них рыночной власти) предъявить антимонопольные требования. Часто звучит мысль о том, что мы что-то запрещаем. Нет антимонопольное регулирование подсказывает, каким правилом надо руководствоваться, если вы становитесь слишком «большим» на товарном рынке или у вас появляются чрезмерные возможности с точки зрения взаимодействия с контрагентом. Нельзя навязывать ему невыгодные условия, нельзя дискриминировать контрагентов, устанавливать монопольно высокую цену, необоснованно отказывать в заключении договора.

По словам эксперта, именно такая логика действует в отношении цифровых платформ после принятия антимонопольного пакета. По данным ФАС, выдано уже два предупреждения маркетплейсам, компании уже перестраивают свою практику в соответствию с ними.

Скопировать ссылку